Вы когда-нибудь пытались заплатить за проезд медалью? Пили чай из авиационного самовара или пиво из бутылки с вековой историей? Эти и многие другие старинные предметы можно увидеть в антикварном салоне «Антик». Экскурсию по нему 63.RU провел эксперт магазина Алексей Филиппов.
Медаль за проезд
Один из самых «молодых» экспонатов салона — это проездные жетоны. По словам нашего экскурсовода, они были в ходу в середине 90-х годов прошлого века. Ими можно было пользоваться при поездках в трамваях, троллейбусах и автобусах.
— По сути, это был проездной билет на месяц, как сезонка или транспортная карта сейчас. Его стоимость примерно была равна расходам на поездки в общественном транспорте, и не сильно била по карману рядовому жителю города, — пояснил Алексей Филиппов.
Автором этих жетонов был самарский медальер Вячеслав Агафонов.
Похожие «монетки» до сих пор используют, но уже в метро. Правда, в подземке их дизайн гораздо лаконичнее. А внешний вид металлических проездных из надземного транспорта — это отдельное произведение искусства.
— Не могли в городе просто напечатать козла на лицевой стороне жетона, а на обратной написать «Автобус, троллейбус, трамвай». Чаще всего на них изображали памятники архитектуры или людей, которые внесли значительный вклад в историю города. На проездных можно было увидеть Дмитрия Шостаковича, Георгия Аксакова или особняк Курлиной, — добавил эксперт.
Обычно для изготовления жетонов использовали авиационный алюминий. Это был легкодоступный материал — его излишки всегда находились на оборонных предприятиях города. Кроме алюминия такие проездные делали из цветных металлов — меди и медного сплава.
Самарский сувенир для NASA
По словам Алексея Филиппова, многие крупные заводы Самары старались избавляться от излишков материалов путем изготовления сувениров. Причем ассортимент товаров был довольно широким.
— Самолет — это первая продукция авиационного завода, а значок с ним — последняя. Еще из отходов делали банки, брелоки с открывашками или консервными ножами. Это очень качественная сталь, которая не теряет своих свойств даже спустя много лет. А деньги от выручки, скорее всего, шли уже внутрь завода, — пояснил консультант.
Несколько витрин в магазине заинтересуют фалеристов, коллекционеров значков и медалей. Здесь можно увидеть как довольно распространенные сюжеты — ракеты, логотип «Крыльев Советов» или завода «Прогресс», так и редкие экземпляры, например, посвященные 75-летию первого космонавта Юрия Гагарина.
— Значки-повторы уже имеют не такую коллекционную ценность, как оригиналы. Но их мало осталось. Некоторые из них «Прогресс» делал не столько для местных жителей, сколько в качестве сувениров для иностранных партнеров, например для NASA, — добавил Алексей Филиппов.
Хмельная история Самары
Отдельное место в салоне занимают предметы, связанные и пивоваренным заводом и его основателем Альфредом фон Вакано. Кроме нескольких картин, на которых изображены виды на Волгу с набережной в районе пивзавода или Пушкинского сквера, здесь есть и другие, более весомые свидетели истории производства хмельного напитка в городе.
— Альфред фон Вакано начинал свою карьеру как военный. Но затем смекнул, что боевые действия несут временный характер, а пиво люди пьют всегда. Поэтому он сначала переехал в Чехию, но там была жесткая конкуренция среди пивоваров. Затем были попытки открыть производство в Москве и Санкт-Петербурге. В итоге он всё просчитал и переехал в Самару, — рассказал Алексей Филиппов.
Именно такое решение и принесло наибольшую выгоду именитому австрийцу. В то время основной товарооборот проходил не по железной дороге, а по воде. И Самара находилась практически в центре торговых путей. Многочисленные купцы и их работники, а также бурлаки, которые буксировали суда по реке, в огромных количествах потребляли хмельной напиток. Прилавки стояли как на пристани, так и на кораблях.
Сам же пивоваренный завод уже тогда был пионером производства. На нем стояло самое современное для начала XX века оборудование, например паровые машины. Да и здание было построено на века. Кроме этого, фон Вакано старался внести культуру потребления пива в массы.
— Австриец хотел внедрить цивилизацию в наш город. Тогда Самара была очень грязной, кишела бандитами. По сути, волжский Чикаго. Один Троицкий рынок чего стоил. Там продавцы выбрасывали товар за прилавок, где валялись пьяные и немытые бродяги, и забывали про него. Все были в шоке от такого. А фон Вакано старался сделать всё для людей. Например, на его деньги разбили сквер у Драмтеатра. Сначала здесь чествовали актеров после спектаклей, естественно, с выпивкой, а потом начали собираться и пушкинисты. На Красноармейской же находилась кухмистерская. По сути, это был ресторан-пивная, где самарцы могли культурно посидеть и выпить. Другое приличное место — это Новотроицкий торговый комплекс. Сейчас там находится универмаг «Юность». Это были огромные светлые помещения, которые сдавали купцам в аренду. И те, кто не хотели видеть ужасов рынка, ходили за покупками туда, — рассказал историк.
По словам эксперта, знаменитый австриец вложил немало средств и сил для изменения облика Самары и ментальности его жителей. Однако все его усилия перечеркнула Первая мировая война. Тогда местные власти вспомнили, что землю под пивоваренный завод фон Вакано не покупал, а брал в аренду, и его быстро выдворили из страны, назвав представителем вражеского государства.
Через несколько лет производство пришло в упадок. Тогда чиновники пригласили в Самару одного из детей пивовара, и он смог снова поставить завод на ноги. Однако затем предприниматель начал заявлять свои права, и его тоже выслали из страны. А уже во время Великой Отечественной войны предприятие поставляло спиртное на фронт, для технических нужд и для медицины.
Напоминанием о былой славе завода служат старые стеклянные бутылки, в которых продавали пиво. Кстати, их производили также в Самаре на одном из местных предприятий.
А уже во второй половине XX века в качестве подарка начали продавать деревянные кружки.
— Этот «Куйбышевский сувенир» делала какая-то местная артель или мебельная фабрика. Из них можно пить пиво или квас. Правда, это не особо удобно делать. Но как карандашницу использовать можно, — рассказал Алексей Филиппов.
Деревянная кружка — настоящее произведение ручного труда. Корпус собирали из досок вручную, обивали жестью и наносили подарочную надпись. По такой же технологии бондари делают бочки. Предположительная стоимость такой кружки сейчас — от 8 до 10 тысяч рублей. Тогда же она стоила от 7 до 8 рублей.
— Иностранцы до сих пор такие подарки покупают. Забавная безделушка из России, — добавил историк.
Другой сувенир — это глиняная кружка. Их изготовили в 1981 году к столетию пивоваренного предприятия. За 40 лет и они успели стать раритетами.
— Вообще, «сувенирки» в СССР делали не так уж и много. Из Самары можно было увезти или шоколад фабрики «Россия», или водку «Посольскую», — закончил свой рассказ эксперт.
Алексей Филиппов считает, что основной движущей силой антикварных магазинов является интерес людей к истории и ее материальным предметам. С одной стороны, можно прочитать о той или иной эпохе и довольствоваться только этим. Но совсем другие ощущения и эмоции вызывает знакомство с подлинными артефактами и свидетелями времени. Некоторые из них до сих пор можно использовать по назначению, несмотря на солидный возраст. Но делать этого эксперт не рекомендует.
Другие же станут приятным украшением квартиры и пополнением коллекции.