Неделя накануне 9 Мая каждый год превращается в неделю перекрытий: репетируют парад Победы. Всё это сопровождается многочисленными акциями, скорбными или, наоборот, гордыми лицами политиков на билбордах и сувенирной мишурой, сравнимой по масштабам, наверное, с новогодней. Для кого-то это праздник и дополнительный выходной, другие уже давно искренне не понимают, что мы, собственно, празднуем. Маркетолог и краевед из Новосибирска Андрей Поздняков — из второй категории людей. В своей колонке он рассуждает о необходимости ежегодного шоу с танками и о том, каким должен быть патриотизм. Далее публикуем его мнение от первого лица.
Я не хочу оскорбить ничью память, но каждый раз у меня возникает много вопросов к празднованию 9 Мая.
Например, кто эти люди в орденах и с лампасами, которые ходят по улицам 9 Мая? В последние годы их развелось какое-то безумное количество. У меня есть большие подозрения, что они не имеют никакого отношения к Великой Отечественной войне. Путем простых арифметических операций несложно понять, что они в 1945 году еще даже не родились. Тогда какого черта они здесь делают?
У нас, конечно, есть ветераны локальных событий, но давайте учредим какой-то специальный праздник для них, чтобы в этот день им всем можно выходить на улицы во всех своих орденах.
Есть еще те, кто на полном серьезе надевают в этот день разные сувенирные ордена, от РПЦ и каких-то общественных организаций, и гордятся тем, что они включены в список «Лучшие люди России», место в котором можно было купить. Я согласен, что в этот день нужно чтить память ветеранов, — я даже не поднимаю сейчас вопрос, как живут наши ветераны. Но кто эти люди, которых мы каждый год чествуем? Расскажите — может, мы просто не в курсе.
«Еще интересно: у нас действительно такой большой бюджет, что мы можем себе позволить все эти салюты и перекрытия на полдня?»
Я понимаю, что всем нужно хлеба и зрелищ, но если вы зрелища создали, про хлеб-то не забывайте.
Конечно, обязательно найдется 100500 миллионов патриотов, которые скажут, что испытывают от этого какой-то дичайший оргазм. Если эти оргазмы важнее, чем вовремя прийти за ребенком в детский сад, — ну ладно.
У меня резко негативное отношение к этому празднованию. Мне кажется, что тему Великой Отечественной, или, если правильнее, Второй мировой войны, затаскали до невозможности, она набила оскомину. Притом что тренды на нормальное восприятие были: была лейтенантская проза, очень честная, были романы Астафьева и Василя Быкова, об этом писали и говорили — о том, как было на самом деле. В 1990-е годы и даже в нулевые были хорошие попытки: фильмы вроде «В августе 44-го...», которые честно рассказывали о войне. И вот опять всё слили к какому-то безумному пафосу.
Самое главное, когда 76-й год подряд этим парадом прикрывают отсутствие каких бы то ни было успехов вообще, это, на мой взгляд, просто подлость, абсолютный цинизм. Мы ничего не произвели и не сделали. ВВП не растет, мы на 150-м месте по уровню свобод (я сильно удивился, но Мьянма на 10 пунктов выше нас, а там, на секундочку, военный переворот произошел, то есть у нас еще хуже). Гордиться особо нечем, зато мы 76 лет назад — семьдесят шесть! — победили в Великой Отечественной войне. Ну окей.
«Во всем мире главный лозунг победы над фашизмом — «Больше никогда», и другого лозунга быть не может»
Российское «Можем повторить» — это ужасно. Мы можем повторить нападение на Польшу? Сдачу половины территории немцам? Миллионы жертв? Блокаду Ленинграда мы повторим? Что именно повторять собрались?
Очень странно обвинять другие страны в русофобии после того, как перед 9 Мая половина машин обклеивается табличками «На Берлин». Представьте, что в Берлине будут ходить с табличками Nach Moskau, — как мы на это будем смотреть? Почему они должны реагировать иначе? 76 лет назад всё закончилось, мы с Германией — стратегические партнеры, мы какие-то «Северные потоки» им строим и при этом пишем на своих «Мерседесах» и «Ауди» «На Берлин» — это нормально? Мне кажется, что нет.
Страну надо лечить от псевдопатриотического бреда. Помимо того, что он мало чем обоснован, он просто опасен. Я запрещаю воспитателям переодевать моего ребенка в какие-то гимнастерки и играть в войну, потому что, вообще-то говоря, солдатами не рождаются — солдатами умирают. Я не хочу, чтобы из моего ребенка делали солдата.
«Эта победа, как сказано в марше, со слезами на глазах — из чего здесь делать праздник? Его в миноре надо отмечать, а не устраивать ежегодное шоу»
Уровень патриотизма от этого не увеличивается, это всё информационный шум.
Патриотизм, на мой взгляд, воспитывается на уровне семьи. Когда ты показываешь могилы своих дедов и дома, в которых жили твои предки, когда рассказываешь об истории родного края — не такой, какой ее хочется видеть президенту, а какой она была на самом деле. Каждой нации есть чего стесняться, но об этом надо разговаривать, и разговаривать честно. Только честный нормальный разговор может воспитать честного нормального ребенка. После 9 Мая мы с дочерью сделаем всё: обязательно сходим на Монумент Славы, мы каждый год туда ходим, хотя моих родственников там нет. Может, в «Свече памяти» примем участие, если из нее не сделают шоу.
Лучший День Победы был в прошлом году, когда не было парадов, но даже я, непьющий, налил 50 грамм, вспомнил про одного деда и про второго — оба воевали, военный фильм посмотрел. А всё остальное… Пусть они там грохочут, сколько хотят, сливают остатки госбюджета на танки и ракеты, рассказывают, кто у нас на этот раз враги. Но без меня.
Согласны с автором?