Аналитики оценили активность телефонных «пиратов». По данным компании BI.ZONE, всего за год в России цифровые мошенники сделали около 15 миллионов звонков. А один из ведущих банков страны получил более 3,4 миллиона жалоб на них. Для сравнения, в 2019 году таких сообщений зафиксировали гораздо меньше — только 2,5 миллиона жалоб. Что касается Самарской области, то за прошлый год жители региона получили 345 тысяч звонков от аферистов.
«Здравствуйте. Это служба безопасности банка. Только что с вашего счета попытались снять средства...» Такие звонки периодически поступают на телефоны ничего не подозревающих местных жителей. К сожалению, нередко они заканчиваются для абонентов плачевно. Буквально на днях 88-летний пенсионер из Сызрани, поверив мошеннику, отправил ему более 1,7 миллиона рублей. Голос в телефоне представился старшим лейтенантом Сергеевым и убедил пожилого человека, что это необходимо для получения компенсации за полученные после использования лекарства проблемы со здоровьем. В апреле по той же схеме жительница Самары, доверившись «сотруднику банка», перевела на «безопасный счет» 12 миллионов рублей.
Проректор самарского государственного социально-педагогического университета Александр Владиленович Милеев настаивает, что в России необходимо активнее развивать цифровое законодательство, особенно в части противодействия новым видам мошенничества.
— Лишь за один год количество звонков увеличилось в 6 раз. В 2021 году мы увидим еще более устрашающие цифры. Службы безопасности банков и правоохранительные органы принимают все возможные меры, но этого явно недостаточно. Работу над законопроектами в сфере цифрового законодательства нужно ускорять, это важно как для развития цифровой экономики, так и для обеспечения безопасности жителей России, — высказался Александр Милеев.
Как правило, аферисты пользуются одной из этих схем:
представляются сотрудниками банков или кредитных организаций, сообщают о некой подозрительной операции и предлагают защитить ваши средства, переведя их на другой счет;
уверяют, что являются представителями судебной системы, и предлагают пенсионерам получить компенсацию от купленных ранее лекарств или медуслуг, но прежде предлагают оплатить «пошлину»;
выдают себя за родственников, попавших в сложную ситуацию (ДТП, проблемы с полицией и т. д.) и просят перевести большую сумму;
обещают финансовую помощь от государства и выманивают данные банковских карт или требуют оплаты несуществующих штрафов.
— Мошенники получают информацию, используя когнитивные особенности психологии людей. Основными жертвами становятся пенсионеры, которые доверчиво сообщают свои данные в ответ на телефонные угрозы или уговоры. Важно регулярно рассказывать старшим родственникам о правилах поведения и новых способах мошенничества, — подчеркнул Александр Милеев.
Как показывает статистика, злоумышленники предпочитают телефон всем остальным каналам связи: в 2019 году доля звонков составила 90%.