Город «Эй вы там, наверху!» фоторепортаж Сквозь стрельчатые арки: рассматриваем Самару с крыши самарского костела

Сквозь стрельчатые арки: рассматриваем Самару с крыши самарского костела

Посмотрите на башенки храма Пресвятого сердца Иисуса вблизи

Башни самарского костела выполнены в готическом стиле
Источник:

Откуда в самарской православной глубинке католическое здание высотой 47 метров в форме креста? И что символизируют готические башенки на крыше? Как чаще всего называют польский костел самарцы? Мы отправились в храм Пресвятого сердца Иисуса, чтобы выяснить это и показать нашим читателям вблизи то, что находится на крыше одного из самых знаменитых зданий города.

Посмотрите видео.

Источник:

Откуда у нас костел?


В XVII веке после прекращения Русско-польской войны шляхтичи изъявили желание служить русскому царю, потому что за службу они получали земли, в том числе и на Средней Волге. В XIX веке к потомкам шляхтичей присоединились высланные с родины поляки. Так в нашем городе образовалась католическая диаспора, состоявшая в основном из поляков.

В начале 1890-х годов самарские католики собрали деньги для покупки участка земли и построили на нём деревянную церковь.

В 1902 году началось возведение каменного храма, а уже 12 февраля 1906 года его освятили в первый раз. Затрачено на постройку было 80 тысяч рублей. Проект был создан московским архитектором Фомой Богдановичем-Дворжецким, а контролировал строительство самарский архитектор Александр Щербачев.

Храм является неоготической псевдобазиликой. Здание построено в форме креста. В первоначальном виде храм был богато украшен, внутри до 1913 года располагался орган. Сейчас в алтаре костела находится фреска — копия картины Сальвадора Дали «Христос Святого Иоанна Креста».

Неоготика — архитектурный стиль, появившийся в Англии в XVIII веке. Связан с интересом широкой общественности к рыцарской культуре, которая господствовала в Западной Европе с XII по XVI века.
Основные черты неоготического стиля:

колонны, держащие своды и арки, вытянутые вверх конструкции, ажурные детали (от железных оград до внутреннего убранства), резные лепнины, витражи в окнах, зубчатые стены, каркасный свод в основе.

Алтарь храма с картиной Дали. Копию написал самарский художник Виталий Горковенко в 2000 году
Источник:

Храм действовал до 1920-х, затем его методично разворовывали революционные власти. С 1930 года здание костела было передано под детский театр, однако внутреннее убранство храма не располагало для проведения представлений.

В последующие годы было решено сделать из храма антирелигиозный музей, в 1936 году объединенный с краеведческим. В 1941 по 1993 годы здание полностью принадлежало краеведческому музею.

Кресты «стонут»


Источник:

31 мая 2000 года на центральные шпили храма торжественно были водружены новые кресты. На остальные же шпили кресты поставили только после более глобальной реставрации в 2015 году. По словам служителей храма, сейчас в ветренную погоду сверху кресты сильно вибрируют и издают звук, очень похожий на стон или визг.

Источник:
Источник:
Вид на улицу Фрунзе
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Источник:

Весной 2008 года упала одна из башен с северной стороны здания: не выдержала зимовки.

В 2014 году костел начали реставрировать. Главной задачей было избавление от грибка, разъедавшего стены, восстановление прежнего вида колоннады и нефов, реставрация уничтоженной лепнины и внутреннего убранства костела.

Источник:
Источник:
Источник:
Источник:
Лестница на башни
Источник:

Сейчас костел украшают две башни с западной стороны здания. Однако в исторических документах и в плане строительства значится еще одна — центральная башня. Но ее решили не возводить. Ее место занимает деревянная колокольня, которая с момента возведения (1906 г.) не реставрировалась и сейчас находится в плачевном состоянии.

Здание построено из красного самарского кирпича, а не из камня, что характерно для аналогичных зданий в Германии и Польше.

Башни символизируют ипостаси Отца и Сына, а фасад — как Святой Дух, который един с ними.

Фасад храма украшают стрельчатые арки сложного сечения, вертикальные и горизонтальные сечения стен из кирпича.

Источник:
Источник:

Над входом возвышается единственная белая витая колонна с капителью. Она усиливает устремленность вверх, подчеркивая ось симметрии костела.

Капитель — декоративные элементы, венчающие колонны. Служат украшением зданий еще с античным времен.

Источник:
Источник:

Посмотрите еще наши материалы из рубрики «Эй вы там, наверху»:

«Отсчитывают наше время: где находятся самые большие куранты Самары?»;

«Потайной вход за органом: показываем изнутри колокольню самарской кирхи».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE2
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
7
ТОП 5
Мнение
«Месяц жизни в Гоа обходится примерно в 60 тысяч рублей»: россиянка рассказала, как уехала на зимовку к морю
Анонимное мнение
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Анонимное мнение
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Блогер объясняет, какие подарки запрещено дарить женам и подругам
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Рекомендуем
Объявления