Откуда в самарской православной глубинке католическое здание высотой 47 метров в форме креста? И что символизируют готические башенки на крыше? Как чаще всего называют польский костел самарцы? Мы отправились в храм Пресвятого сердца Иисуса, чтобы выяснить это и показать нашим читателям вблизи то, что находится на крыше одного из самых знаменитых зданий города.
Посмотрите видео.
Откуда у нас костел?
В XVII веке после прекращения Русско-польской войны шляхтичи изъявили желание служить русскому царю, потому что за службу они получали земли, в том числе и на Средней Волге. В XIX веке к потомкам шляхтичей присоединились высланные с родины поляки. Так в нашем городе образовалась католическая диаспора, состоявшая в основном из поляков.
В начале 1890-х годов самарские католики собрали деньги для покупки участка земли и построили на нём деревянную церковь.
В 1902 году началось возведение каменного храма, а уже 12 февраля 1906 года его освятили в первый раз. Затрачено на постройку было 80 тысяч рублей. Проект был создан московским архитектором Фомой Богдановичем-Дворжецким, а контролировал строительство самарский архитектор Александр Щербачев.
Храм является неоготической псевдобазиликой. Здание построено в форме креста. В первоначальном виде храм был богато украшен, внутри до 1913 года располагался орган. Сейчас в алтаре костела находится фреска — копия картины Сальвадора Дали «Христос Святого Иоанна Креста».
Неоготика — архитектурный стиль, появившийся в Англии в XVIII веке. Связан с интересом широкой общественности к рыцарской культуре, которая господствовала в Западной Европе с XII по XVI века.
Основные черты неоготического стиля:
колонны, держащие своды и арки, вытянутые вверх конструкции, ажурные детали (от железных оград до внутреннего убранства), резные лепнины, витражи в окнах, зубчатые стены, каркасный свод в основе.
Храм действовал до 1920-х, затем его методично разворовывали революционные власти. С 1930 года здание костела было передано под детский театр, однако внутреннее убранство храма не располагало для проведения представлений.
В последующие годы было решено сделать из храма антирелигиозный музей, в 1936 году объединенный с краеведческим. В 1941 по 1993 годы здание полностью принадлежало краеведческому музею.
Кресты «стонут»
31 мая 2000 года на центральные шпили храма торжественно были водружены новые кресты. На остальные же шпили кресты поставили только после более глобальной реставрации в 2015 году. По словам служителей храма, сейчас в ветренную погоду сверху кресты сильно вибрируют и издают звук, очень похожий на стон или визг.
Весной 2008 года упала одна из башен с северной стороны здания: не выдержала зимовки.
В 2014 году костел начали реставрировать. Главной задачей было избавление от грибка, разъедавшего стены, восстановление прежнего вида колоннады и нефов, реставрация уничтоженной лепнины и внутреннего убранства костела.
Сейчас костел украшают две башни с западной стороны здания. Однако в исторических документах и в плане строительства значится еще одна — центральная башня. Но ее решили не возводить. Ее место занимает деревянная колокольня, которая с момента возведения (1906 г.) не реставрировалась и сейчас находится в плачевном состоянии.
Здание построено из красного самарского кирпича, а не из камня, что характерно для аналогичных зданий в Германии и Польше.
Башни символизируют ипостаси Отца и Сына, а фасад — как Святой Дух, который един с ними.
Фасад храма украшают стрельчатые арки сложного сечения, вертикальные и горизонтальные сечения стен из кирпича.
Над входом возвышается единственная белая витая колонна с капителью. Она усиливает устремленность вверх, подчеркивая ось симметрии костела.
Капитель — декоративные элементы, венчающие колонны. Служат украшением зданий еще с античным времен.
Посмотрите еще наши материалы из рубрики «Эй вы там, наверху»:
«Отсчитывают наше время: где находятся самые большие куранты Самары?»;
«Потайной вход за органом: показываем изнутри колокольню самарской кирхи».