В Самаре реализуется нацпроект «Безопасные качественные дороги». Его цель — снижение количества аварийно-опасных участков на дорогах. Одним из направлений нацпроекта стала установка искусственных дорожных неровностей (ИДН).
Как правило, их размещают с учетом интенсивности трафика, наличия социальных учреждений вблизи проезжей части, а также на основе анализа причин аварийности. Решение об установке принимает еще на стадии планирования ремонта профильный департамент, отвечающий за качество дорог. Предложения по размещению искусственных неровностей формирует самарская ГИБДД совместно с городским департаментом транспорта.
В 2023 году по нацпроекту в городе установили около 130 искусственных неровностей, в основном на нерегулируемых пешеходных переходах. Также были установлены соответствующие дорожные знаки и нанесена разметка. Такие участки, совмещенные с пешеходными переходами, можно увидеть вблизи дома № 217 на улице Ново-Вокзальной, а также на улице Красных Коммунаров, которая в этом году была комплексно отремонтирована по нацпроекту.
В связи с высокими эксплуатационными нагрузками от движения транспорта и работы уборочной техники в Самаре выбрали альтернативный вариант размещения дорожных неровностей — «венские платформы». Впервые такой элемент появился на улицах города в 2022 году на пересечении проспекта Ленина и улицы Полевой.
Как отмечают сотрудники Госавтоинспекции, широкий «лежачий полицейский» показал свою эффективность. Уже при формировании перечня автомобильных дорог, подлежащих ремонту в 2023 году по нацпроекту «Безопасные качественные дороги», практику решили повторить. Новые платформы появилась в этом году на проспекте Ленина вблизи улиц Осипенко и Челюскинцев. Согласно статистике, в текущем году на проспекте Ленина не зарегистрировано ни одного ДТП на подходах к остановкам общественного транспорта. Для сравнения — с 2020 по 2022 год было более 10 аварий.
Теперь «венские платформы» позволяют беспрепятственно проходить пешеходам к общественному транспорту и позволяют минимизировать случайный наезд при высадке и посадке пассажиров на четырех остановках. Кроме того, к трамваям стало удобнее перемещаться маломобильным гражданам.
— В правилах дорожного движения четко прописано, что в местах остановок водитель должен убедиться в отсутствии пассажиров, выходящих или заходящих, к примеру, в трамвай. Но причина дорожно-транспортных происшествий, приносящих порой непоправимый вред здоровью, кроется в банальной невнимательности. Для того чтобы избежать таких ошибок, нужно заставить участников дорожного движения соблюдать ограничения скорости. Размещение ИДН в этом плане — эффективная практика. Этот вывод мы делаем на основании позитивных тенденций, связанных с отсутствием дорожно-транспортных происшествий на этих участках дорог, — отметил капитан полиции, государственный инспектор дорожного надзора отдела ГИБДД Управления МВД России по городу Самара Дмитрий Зайнутдинов.
При устройстве неровностей для обеспечения водоотвода дорожники оставляли свободными 10–15 сантиметров покрытия — это предотвращает скопление воды на проезжей части. Тем не менее в зимний период, содержание этих участков дорог также требует особого внимания.
— Кроме механизированной чистки, если необходимо устранить наледь, применяется ручная обработка. Чтобы избежать образование льда, такие участки тщательно обрабатываются противогололедными материалами, — пояснил заместитель руководителя управления благоустройства департамента городского хозяйства и экологии администрации Самары Виктор Ненашев.
В будущем году для безопасности пешеходов и водителей в городе установят еще больше искусственных неровностей. Уже в декабре сформируют списки наиболее аварийных участков. Работа начнется со стартом дорожно-строительного сезона. Как и в прошлые годы, обновят и обустроят участки улично-дорожной сети на средства дорожного нацпроекта.