В среду, 13 марта, фотограф 63.RU Роман Данилкин не появился на работе. Сначала мы не волновались: накануне он предупредил, что с утра поедет в какое-то ведомство «поставить печать в паспорт» и может опоздать на полчаса-час. Но Рома не пришел и после обеда… Бюрократическое приключение заняло у него целый рабочий день.
Мы попросили сотрудника рассказать о своих мытарствах, чтобы другие жители города знали, к чему готовиться в аналогичной ситуации. А еще узнали, что за печать, кому и когда она нужна. Далее — рассказ от первого лица.
Глава 1. Очередь
Мы с женой и дочкой мечтаем о поездке за границу. Пока не знаем, удастся организовать путешествие этим летом или нет. Решили для начала сделать всем загранпаспорта. Подавали документы через «Госуслуги», как и полагается в двадцать первом веке. В ответ пришло письмо: нас пригласили посетить Многофункциональный миграционный центр. Там-то мы и узнали, что для оформления загранпаспорта ребенку нужна отметка о гражданстве.
То есть без печати мне никто не верит, что родная дочь, которая родилась в России, 10 лет здесь живет, ходит в школу, мама и папа которой граждане России, тоже является гражданкой страны. Этот факт теперь нужно подтверждать официально.
Отметку о гражданстве для детей с недавнего времени стали требовать при получении многих государственных услуг. Маленькая красная печать нужна, например, чтобы зарегистрировать ребенка по месту жительства, получить первый паспорт или загранпаспорт. Отметку о гражданстве могут поставить в свидетельство о рождении ребенка или в паспорт родителя — чиновников устраивают оба варианта.
Загранпаспорт выдается в миграционном центре, а вот отметку о гражданстве ставит другое ведомство — органы внутренних дел. Туда мы и направились. Стояла задача поставить три печати: в паспорта папы и мамы и в свидетельство о рождении ребенка.
Нужный кабинет (отдел полиции по вопросам миграции) работает с 9 утра — именно к этому времени мы и пришли. Почему выбрали именно среду, объяснить легко: только в этот день там принимают людей, желающих получить печать.
В коридоре ведомства нас ждал сюрприз — огромная очередь. Люди записывались на листе А4, кто за кем, как в советские времена, разве что цифры мелом на спине не хватало. Поговорив с окружающими и немного разобравшись в системе, мы поняли, что приходить нужно было к 07:00 — тогда попадешь в начало списка. И в 09:00, когда откроются двери, ты первым зайдешь в кабинет. А такие сони, как мы, оказываются на 32-м месте…
Делать нечего — записались в бумажку, стали терпеливо ждать. Было забавно видеть на стене в коридоре объявление: «Госуслуги без очереди».
За час в таинственном кабинете приняли двоих. Я написал коллегам на работу — предупредил, что задержусь. И, похоже, надолго…
10:30 — выясняется, что нужны копии документов. Зачем? Ведь мы просто пришли поставить штамп! Вся очередь бегает через дорогу за 200 метров в ларек ксерокопии.
10:40 — прошло 4 человека. В листочек записался участник под номером 40.
11:00 — за 2 часа пятерым поставили штамп. В очереди уже все познакомились. Смеемся над теми, кто записался после 40-го человека. Аплодируем тем, кто вышел с победой.
11:55 — прошло 9 человек. С 11 утра люди уже не записываются. Последняя запись 43-я.
12:02 — пять человек сдались и вычеркнули себя из списка. Некоторые ушли, но пообещали вернуться к трем часам.
Глава 2. Обед
С 13:00 до 15:00 у ведомства перерыв. Всех людей попросили выйти из коридора и ждать на улице: внутри находиться нельзя. Интересно, они обедают два часа? Наверное, там первое, второе и компот… Выходим купить пирожок и подышать воздухом.
14:30 — занимаем оборону на крыльце: встречаем «новичков» (тех, кто пришел к трем и надеется быстренько всё оформить), объясняем, что быстренько не получится, записываем в список.
14:45 — неожиданная радость: они открылись на 15 минут раньше и сразу стали принимать людей! Кажется, дело даже пошло чуть быстрее.
14:57 — стоим в очереди. Перед нами еще человека три.
15:08 — происходит что-то непонятное. Сняли листочек с режимом работы. Люди в очереди паникуют: боимся, что сейчас нас попросят на выход и вообще никому не поставят печать.
15:14 — принесли и прикрепили новый листок. Обновили график, добавили субботу.
15:30 — мы с женой заходим в кабинет и понимаем, почему всё так долго. У сотрудницы, которая ставит печати, постоянно звонит рабочий телефон. Она отвлекается, чтобы ответить. Женщина не виновата, она просто делает свою работу, тут скорее вопрос к ее руководству.
15:39 — ура, штампики получены! Всего-то 7 часов потраченных нервов, и готово.
Теперь осталось только отдать документы для оформления загранника в первую организацию — Многофункциональный миграционный центр.
Там, что приятно, нет очередей — всё происходит очень быстро и легко.
Итог: мы потратили целый рабочий день, чтобы оформить ребенку гражданство РФ «по праву рождения», хотя и так очевидно, что у дочери это гражданство есть. Хотелось бы, чтобы в XXI веке подобные процедуры происходили быстрее и проще: электронно-удаленно.
Глава 3. Комментарий
63.RU обратился за комментарием по ситуации в полицию.
— С января текущего года в целях оптимизации служебной деятельности подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД РФ Самарской области в связи с изменением миграционного законодательства, в частности проставление на бланке свидетельства о рождении ребенка отметки, подтверждающей наличие гражданства Российской Федерации, переработан график приема посетителей. Прорабатывается вопрос дополнительного увеличения часов приема, — рассказали представители ГУ МВД России по Самарской области.
А как вы получали штампик о гражданстве детей?