Город истории «Челикам с библиотеки вообще респект!»: как «Библа» объединила самарских райдеров и культурное сообщество

«Челикам с библиотеки вообще респект!»: как «Библа» объединила самарских райдеров и культурное сообщество

Рассказываем необычную историю доброго соседства двух противоположных миров

Здесь катаются спортсмены от 14 до 40 лет

«Библа» — наверное, самое известное место у любого фаната уличной культуры в Самаре. Это небольшая, разрисованная граффити площадка у здания Самарской областной научной библиотеки. Каждый вечер здесь можно заметить очень контрастную картину — из культурного центра выходят гости выставок в красивых платьях, а рядом на исписанной площадке душевно общаются и показывают трюки молодые люди с баночками пенного. Вы спросите, неужели никто не против? Их же надо разогнать! Культурное место и такие соседи... А вот и нет — площадка мирно сосуществует с библиотекой уже много лет, а культработники называют этот феномен хорошим симбиозом. Рассказываем, как живут и не ссорятся два контрастных мира и почему в этом явлении столько прекрасного.

Поговорить с корреспондентом 63.RU о таком соседстве согласился руководитель галереи «Новое пространство» Дмитрий Вырыпаев. Райдеров он видит прямо из окна выставочного зала.

Райдер — спортсмен, который преодолевает расстояния на сноуборде, велосипеде или другой технике для катания.

Кабинет Дмитрия Владимировича сам по себе походит на топовое арт-пространство
Два таких разных и по-своему замечательных мира разделяет лишь стеклопакет

— Я работаю в Самарской областной библиотеке, наверное, уже пятый год, и таких соседей трудно не заметить. Вы правильно сказали, что они ребята шумные, экспрессивные. Мне кажется, это нормальное соседство. Мы привыкли, что библиотека — это такое ортодоксальное, традиционное место погруженности в себя и в знания, что, на мой взгляд, не совсем так в современном мире. Наверное, хорошо, что есть такая противофаза, эта бурная жизнь экспрессивного молодняка на улице. Хотя и здесь у нас не настолько тихо, насколько это может показаться. Мне кажется, это хороший симбиоз. Я был бы рад, если бы они по истечению увлечения и активности плавно переехали бы внутрь, сели за книжки. У нас очень приличный объем мероприятий, проходит много концертов, в том числе прогрессивных музыкантов и их ровесников. Я шучу, что здесь бывает всё — от высокой оперы до цирка, и это правда. Поэтому, думаю, что их может привлечь любое пространство, где есть жизнь. Мы все, в общем, ищем ее. Собираются они практически каждый день. Иногда их много, периодически бывает шумно, я выхожу и прошу, когда здесь идет какой-то концерт камерной музыки, сделать себя чуть потише. Надо сказать, что они вполне охотно идут на это, — подмечает Дмитрий Вырыпаев.

Это сообщество «городских хулиганов» появилось, когда здесь хотели построить фонтан, чтобы было куда сбрасывать излишки системы кондиционирования библиотеки. Для него установили мраморный постамент, но в итоге он стал невостребованным. Тогда туда и пришли молодые ребята со скейтбордами, велосипедами и самокатами.

Мраморные фигуры — это останки несостоявшихся памятника и фонтана

Второе изменение произошло, когда у библиотеки начали готовить территорию под установку скульптуры Михаила Шемякина «Дети — жертвы террора». Ее выбрали, так как изначально на месте здания должны были построить «Самарский филиал института психологии, философии и творчества», но не сложилось. По понятным причинам памятник передали в дар Северной Осетии, посвятив композицию жертвам Беслана.

В итоге, как и с фонтаном, постамент построили, а памятник не поставили — и место заняла дерзкая молодежь. Спортсмены продолжили наполнять площадку своими силами — сколотили несколько импровизированных рамп, разрисовали постаменты и принялись отрабатывать трюки. К новым соседям в библиотеке отнеслись спокойно, только переживают о безопасности.

— Хорошо бы всё-таки площадку сделать профессиональной. Не обязательно в этом месте, потому что это требует, наверное, и большей территории. У нас же есть в городе скейт-парки, например, в Струковском саду, но периодически мы как-то включаем их в свои истории. У нас был фестиваль Breakdancer, и там кое-кто из этих ребят, во-первых, выступал, а во-вторых, многие были зрителями. Планируется в августе первое российское биеннале* ультра-искусства — художников, которые начинали с разрисовки стен. Я думаю, многие ребята, что сейчас катаются, тоже будут нашими посетителями, а возможно и участниками. Многие [художники] вышли из этой среды, поэтому, мне кажется, симбиоз вполне удачный. Искренне надеюсь, что им захочется приходить сюда, интересоваться хорошими книгами, искусством, музыкой, — говорит Дмитрий Вырыпаев.

* Биеннале — художественная выставка, фестиваль или творческий конкурс, проходящие раз в два года. Самая известная биеннале — Венецианская — существует с 1895 года. Другие примеры: «Манифеста», биеннале Уитни, биеннале в Сан-Паулу. В России — Ширяевская биеннале современного искусства, Красноярская музейная биеннале.

Сами же райдеры особенных перемен на площадке не хотят. По словам спортсменов, площадка у библиотеки уникальна, потому что ее можно отнести к категории стрита, а та, что находится в Струковском саду, — именно скейт-парк. Его проблема в том, что там много людей и не все соблюдают культуру катания. Например, маленькие дети пытаются залезть на фигуры без очереди, чем подставляют под удар и себя, и опытных райдеров, что не всегда могут увернуться от столкновения.

— Для меня плюсы «Библы» — это то, что нет «яжматерей» и рамп. Есть где попрыгать, ровная поверхность, а еще атмосфера лета. Приехал на площадку, покатался, выпил бутылочку пенного и сидишь, общаешься с мальчишками, — рассказывает Константин, один из завсегдатаев стихийной площадки. — Сюда приходят все желающие, как правило, — это одна большая тусовка. Как-то типы с Тольятти приезжали покататься по Самаре и залетели к нам. Мы напоили их, и они отправились дальше. Здесь есть челики, которые даже свой мерч выпускают — «Хобот крю». Мне кажется, что «Библу» не стоит перестраивать как-то. Посмотрите, что творится в Струковском — там мамочки с маленькими детьми оккупировали площадку и по фигу, что на нее вход с 16 лет. Если сделать безопасную стрит-площадку — на нее никто не пойдет. Да, первое время будет круто, а потом все вернутся на «Библу». Здесь есть свобода. Пацаны большинство фигур сами делали. Тут не катаются новички, но любая спортплощадка — это место повышенной опасности: «Струкачи», «Библа» да даже «Куба» (площадь Куйбышева. — Прим. ред.). Казалось бы, плоскач (ровная, плоская поверхность. — Прим. ред.), а я разложился на нем. Тут скорее зависит от навыка человека. Но даже профессионал может убраться по щелчку, потому что ты по сути постоянно учишься. Челикам с самой библиотеки вообще респект за то, что нас не гоняют. Я вообще впервые вижу, чтобы культурное общество поддерживало стрит-движуху. Мы понимаем их беспокойство, но для безопасности тут ничего не сделать. Единственное — можно помочь пацанам фигуры отремонтировать, заменить фанерку. Это стрит, потому что ты, по сути, сам себе придумываешь трюки. В парке такого нет, тут мозги нужны.

Доброжелательность местного комьюнити отмечают все его участники. Даже к детям, несмотря на претензии к культуре катания, здесь относятся хорошо, особенно если они не лезут наперерез и спокойно просят их пропустить. В таком случае все взрослые спортсмены на время покидают площадку до конца прогулки малышей.

— Я сам начинал кататься шесть лет назад. Мне тогда всего 12 было. Выбрал самокат, как самое молодое и относительно легкое направление, потому что скейт — это тяжело, а BMX слишком большой был. Это дорогой спорт. Цена нормального самоката — 40–45 тысяч рублей. На библиотеку очень давно меня мама привела. Мы вместе гуляли и я увидел, как ребята на скейте катаются, думал, а можно ли мне там попробовать, оказалось, что да. Это хорошее место, тут не бывает конфликтов. Молодые ребята приходят, старые уходят, это нормальное дело. Все знакомятся, общаются. В выходные дни и по вечерам здесь может одновременно кататься 60–70 человек. Много народу, но больше всего скейтеров и самокатеров. Мы следим за площадкой, потому что делаем ее сами для себя, чтобы нам было комфортнее кататься. Типичный представитель «Библы» — это спортсмен от 14 до 40 лет, и это классно, я прекрасно общаюсь со старожилами, от них получаешь колоссальный опыт, — говорит молодой самокатер Кирилл Кузин.

Кириллу 18, на самокате он катается с 12 лет

Вот так неожиданно два мира соединились на остатках памятника. И кажется, этот симбиоз каждому его участнику может дать что-то большее. По крайней мере, он научил таких разных людей понимать и принимать друг друга.

Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE3
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
25
ТОП 5
Мнение
50 тысяч на четверых: как семья провела бюджетный отпуск на озерах Казахстана — инструкция
Анонимное мнение
Мнение
«Лучше поехать в Сочи». Путешественник из России назвал единственную причину не отдыхать в Тбилиси
Анонимное мнение
Мнение
Бесплатные горячие источники, но дорогая коммуналка: россиянин — о жизни в нетуристической Болгарии
Анонимное мнение
Мнение
«Село Архыз — это Тольятти 90-ых»: самарские путешественники оценили кавказский горный курорт. Стоит ли туда ехать
Анонимное мнение
Мнение
«Не люблю нытиков»: вахтовик с зарплатой 300 тысяч ответил тем, кто жалуется на свой доход
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления