Ежедневно нам всем звонят с предложениями каких-то услуг. Кто-то не берет трубку при звонках с незнакомых номеров, кто-то сразу кладет трубку, поняв, по какому поводу позвонили, а кто-то вежливо отказывается. И к такой данности мы уже привыкли. Сложнее постоянно держать в голове, что звонившие могут не только предложить некую услугу, но и обвести вокруг пальца и обобрать до нитки. И из-за своей доверчивости люди часто на удочки мошенников и попадаются. В такой ситуации чуть не оказалась и журналистка 63.RU. Далее — от первого лица.
Необходимость срочно менять полис
Суббота. Я в редакции. Дежурю. Время на часах — 16:11. Пишу новость и мыслями совершенно погружена в тему. Звонок на смартфон. Мельком бросаю взгляд на номер — абсолютно стандартный, начинается на 8 917. По работе часто общаюсь с людьми, в том числе и по телефону, поэтому трубку при звонках с незнакомых номеров обычно беру.
Мой собеседник — вполне приятный молодой человек. Начинает мне рассказывать, что звонит из страховой компании:
— Мы всем меняем бумажные полисы ОМС на пластиковые. Вам как удобнее забрать пластиковую карту — у курьера (доставка бесплатная) или в регистратуре поликлиники?
Говорит мужчина спокойно и убедительно. И я, еще не совсем переключившаяся с темы новости на разговор, даже ему верю. И решаю, что пластиковый полис ОМС вполне могу забрать и в поликлинике, живу от нее близко — и мне несложно туда зайти. Далее диалог становится более интересным. Молодой человек, видимо, решив, что я попалась на удочку, выдает:
— Отлично, заберете в регистратуре. Но сейчас нам нужно оформить полис ОМС онлайн. Сейчас вам придет СМС, вы продиктуйте мне оттуда код. Мы пришлем вам QR-код полиса на «Госуслуги», а потом вам надо будет зайти в регистратуру в удобное для вас время и получить карточку.
И тут у меня в мозгу срабатывает красный сигнал. Какой код я должна продиктовать? И, главное, зачем? Далее наш разговор становится более оживленным. Передаю его для удобства восприятия диалогом. Я уже понимаю, что, скорее всего, разговариваю с мошенником, но трубку не бросаю.
— Минуточку, молодой человек. Зачем мне электронная карточка в «Госуслугах», если я ее получу в поликлинике? И вообще, зачем мне менять бумажный полис ОМС на пластиковый? Меня и бумажный устраивает.
— Это обязательная процедура.
— А почему, если это обязательная процедура, меня об этом не уведомили в поликлинике?
— А вас там и не должны уведомлять. Скажите код из СМС, он наверняка уже пришел.
— А давайте сделаем так. В понедельник я в поликлинике уточню требование замены бумажного полиса на пластиковый и потом продолжим с вами разговор.
Далее мой собеседник меняет тон, начинает нервничать и явно на меня давит.
— Нет, у вас истек срок бумажного полиса. Понимаете? Вас лечить бесплатно не будут. Менять его надо сейчас. Иначе я его у вас аннулирую.
— Вы ничего не можете у меня аннулировать.
— Могу.
— Не можете.
— Могу!
— Не можете.
— Давайте поспорим?
— А давайте! На что будем спорить?
Тут, видимо, молодой человек понял, что я уже не на крючке, и бросил трубку. К чему это я? Да к тому, что сначала разговор начинался очень убедительно и я даже поверила. И сообразила, что что-то не так, только когда меня попросили продиктовать цифры из СМС. А код восстановления доступа к учетной записи реально пришел, и там черным по белому было написано: «Не сообщайте его никому!»
Оперуполномоченный следователь и письмо с «Госуслуг»
А несколько месяцев назад меня пытались обмануть другим способом. Минут 15 меня старательно убеждали, что данные моей карты утекли из базы данных банка и я прохожу свидетелем по уголовному делу о мошенничестве. Девушка на другом конце провода попалась на вранье, назвав себя оперуполномоченным следователем. А такой должности, как известно, не существует: есть либо оперуполномоченный, либо следователь. И они выполняют несколько разные функции.
Когда я поделилась в редакции своей историей, коллега рассказала ситуацию, в которой не так давно оказалась и она:
— Мне пришло на е-мейл письмо, что «кто-то зашел на ваши „Госуслуги“». Устройство — айфон. Место — Республика Саха (Якутия). И было написано: «Если это не вы, позвоните в техподдержку». И прямо кнопочка «Позвонить». Я испугалась, позвонила. И только через 15–20 минут разговора поняла, что это какая-то разводка (там женщина начала говорить, что мошенники могли получить доступ к моей кредитной истории, ИНН, оформить на меня кредит и т. д.). Попрощалась, смотрю — письмо-то не от «Госуслуг», просто очень похожие почта и логотип.
А еще одна коллега вспомнила, что недавно мошенники позвонили ее маме и заявили, что ей необходимо пройти диспансеризацию — и обязательно в определенном медучреждении. На вопрос: «А почему именно там, если у меня есть своя поликлиника и свой врач?» — ответили, что это приказ. Далее, очевидно, тоже последовал бы запрос кода доступа к странице в «Госуслугах», но мама коллеги разговор прекратила и положила трубку.
А вас пытались развести телефонные мошенники? Каким образом? Рассказывайте свои истории!
Вам звонили мошенники?
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во »ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.