Прямо сейчас в Самаре происходит масштабное событие — областной краеведческий музей имени Петра Алабина переезжает из здания на Ленинской, 142 (которое будут ремонтировать) в другое помещение. Сотрудники перевозят фонды в археологический центр на улице Фрунзе, 96е. И это очень тяжелый и кропотливый труд. Журналисты 63.RU узнали, как именно переезжает музей, как экспонаты хранятся на новом месте, сколько осталось еще перевезти и для какого предмета в музее Алабина будут создавать отдельный саркофаг.
«Картины будут ездить по рельсам»
Экскурсию нам провели директор музея Андрей Кочетков и археолог, ученый секретарь музея имени Алабина Дмитрий Сташенков.
— Переезд краеведческого музея — это, конечно, совершенно беспрецедентная для Самарской области история. Последний раз крупный переезд музея в Самарской области — это был переезд нашего же музея из костела в здание на Ленинской, 142, но дело в том, что тогда у нас было порядка 100 000 предметов. А сейчас у нас их около 250 000. Предметы эти очень разного рода. Есть документы, какие-то фотографии, есть картины, есть скульптуры, есть чучела очень объёмные. И поэтому даже нам с собой сложно себя же самих сравнивать, — отметил Андрей Кочетков.
Перевозят экспонаты очень бережно — в пленке, в коробках. На грузовых «Газелях». В здании, где расположен археологический центр, довольно большие площади для фондов. Сейчас сюда перевезли около 60 тысяч экспонатов.
Это и совсем маленькие предметы, которые с легкостью помещаются на ладони, средние и совсем большие макеты животных, картины.
Картины пока аккуратно приставлены вдоль стен и переложены специальной бумагой.
— Министерство культуры РФ нам согласовало приобретение сюда многоярусных стеллажей, мобильного оборудования, и здесь картины будут ездить по рельсам на специальных стендах с металлическими сетками, на которые их можно повесить. Это нам позволит оптимизировать наши условия хранения, — рассказал Дмитрий Сташенков.
«Главное, чтобы у экспонатов резко не меняли среду хранения»
Перечислить все экспонаты невозможно. Остановимся лишь на нескольких. Так, среди уже перевезенных — черепа мужчины и женщины, которые жили на нашей земле примерно в середине XIV века.
— Мужские и женские черепа четко отличаются друг от друга. У мужских черепов более прямоугольные глазницы и более массивная нижняя челюсть. Относительно черепов взрослых людей у ученых обычно сомнений не возникает. А вот по детским черепам определить, кому он принадлежал — мальчику или девочке, — уже сложнее, — отметил археолог, наш экскурсовод.
Экспонаты хранятся в коробках, переложенных бумагой или пленкой, в стеллажах, где поддерживается оптимальная для хранения температура.
— В идеале в музее и в его хранилищах должно быть 20−22 градуса и влажность в пределах 40%. Но, главное, чтобы у экспонатов резко не меняли среду хранения. Вещи привыкают к определенному климату. Допустим, какой-нибудь шкаф стоял 50 лет в комнате, где было 30 градусов. И если его убрать в комнату, где 20, то ему будет хуже. Вот это как раз проблема, когда мы из раскопок достаём какие-то предметы. Оказавшись на воздухе, дерево, например, резко меняет свое исходное состояние, — пояснил научный секретарь музея.
В этом помещении рядом со стеллажами стоят столы. На них работники музея сортируют найденные экспонаты. Бывает, удача улыбается — и специалистам попадаются в руки осколки одного сосуда. И тогда они скрупулезно подбирают части друг к другу — и в итоге собирают ту или иную вещь, которая ранее была расколота.
Дмитрий Сташенков работает обычным клеем ПВА: он удобен в обращении и стоит недорого. Иногда на такую работу уходят месяцы.
— Проблема не в том, как подклеить, а в том, что кусочки от сосуда бывают рассыпаны на большой площади. Для наглядности: можно купить пазл из 100 кусочков, перемешать их, потом выбрать оттуда двадцатую часть и пытаться после этого что-то собирать, — провел аналогию археолог.
«При транспортировке нельзя класть крупные экспонаты один на другой»
Есть в недрах археологического центра и еще одно помещение. Здесь также ряды стеллажей. Они пока полупусты, но в будущем их заполнят десятки тысяч небольших экспонатов разных лет, найденных на территории Самарской области. Сейчас их не все перевезли из здания музея Алабина на Ленинской. Там хранятся в том числе предметы, которые обнаружили при строительстве Климовского моста. Найденные вещи можно отнести к бронзовому веку.
Полупусты пока и другие стеллажи. Но скоро они заполнятся. Перевезти еще предстоит 150 000 экспонатов.
— Основную экспозицию — в последнюю очередь. Самый большой экспонат там — макет огромного плиозавра, ящер представлен в музее в натуральную величину. Макет собирали прямо в зале. Вероятно, для транспортировки его понадобится снова разобрать. А вот спускаемый космический аппарат, который стоит на первом этаже музея, будем, видимо, прятать [на время ремонта здания] под какой-то саркофаг. Перевозить его очень проблематично. Сюда он не пройдет ни в одни двери, — отметил Андрей Кочетков.
Работы предстоит еще очень много. Ведь, как говорят работники музея, экспонаты могут перевозиться только тщательно упакованные, нельзя складывать один предмет на другой.
P.S. Все экспонаты из музея Алабина перевезут в археологический центр примерно на три года, пока будет идти ремонт в здании на Ленинской. Однако потом в центре планируют оставить все археологические экспонаты, так как в основном музее коллекции уже становится тесно. Сейчас в центре работает постоянная выставка, где посетители смогут увидеть более 500 предметов из разных эпох.
63.RU будет следить за переездом музея Алабина и за ремонтом в здании на Ленинской.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в телеграм-канале 63.RU. А в чат-боте вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группы во »ВКонтакте» и в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.