В Самаре работает проект «Учимся жить в России». Его цель — помочь ребятам пройти адаптацию в новом обществе, обучить их русскому языку и сделать процесс аккультурации наиболее комфортным. Старт был дан более 10 лет по инициативе администрации Самары. Проект проходит на базе психолого-педагогического центра «Помощь».
— Каждый год мы набираем два класса — примерно по 20 человек в каждом. Ребята ходят на занятия два раза в неделю в течение двух лет. Но даже после окончания проекта они могут по желанию остаться и продолжить обучение. Все ходят с удовольствием, а для тех, кому сложно дается язык, у нас есть индивидуальные занятия. Мы проводим работу не только с детьми, но и с педагогами в школах, ведь это работа с двух сторон. Также в учебных заведениях и у нас в центре регулярно проводим детские праздники: отмечаем Масленицу, Новый год и даже празднуем Курбан-байрам. Дети в этот день наряжаются в национальные костюмы, приносят различные блюда. И во время всех мероприятий обязательно рассказываем особенности и отличия культур разных народов, — рассказала директор психолого-педагогического центра «Помощь» Татьяна Ушатова.
Педагоги центра ведут комплексную работу — с ребятами занимаются специалисты по 5 разным направлениям. Это психолог, дефектолог, учителя русского языка, хореограф и преподаватель изобразительного искусства.
— Дети-мигранты сталкиваются в первую очередь с проблемами языкового барьера, когда нарушена коммуникация со сверстниками. Приходится ребятам много про это объяснять, на занятиях мы разыгрываем всевозможные жизненные ситуации и ищем конструктивные пути выхода из них. Всегда радуюсь, когда ребята делятся, что у них получилось грамотно повести себя в той или иной ситуации, — поделилась педагог-психолог центра «Помощь» Екатерина Попова.
— В моем случае важно вести работу еще и через родителей. Чтобы взрослые понимали эффективность этой программы и поддерживали ее. Тогда и дети начнут лучше усваивать информацию. С детьми мы обычно занимаемся коррекцией психических процессов, таких как память, внимание, запоминание, мышление. Показываю всё на картинках, учимся в игровой форме, — рассказала дефектолог центра «Помощь» Анастасия Ефимова.
По словам педагогов, не только центры должны вести работу с детьми-мигрантами. Это должны делать и родители, и их школьные учителя.
— Наша программа — это не только про обучение языку, это полная адаптация к новым социально-культурным условиям жизни. Мы уделяем этому вопросу большое внимание и призываем всех педагогов, которые работают с детьми-мигрантами, понять, что от нас с вами зависит очень многое, — поделилась методист центра «Помощь» Светлана Соинова.
Присоединиться к программе «Учимся жить в России» может каждая семья, переехавшая в Самару из других государств. Для этого достаточно прийти на Масленникова, 23 и написать заявление.