Город Игорь Галахов, директор архитектурно-проектной мастерской «Рекон»: «Город должен стать партнером своих жителей»

Игорь Галахов, директор архитектурно-проектной мастерской «Рекон»: «Город должен стать партнером своих жителей»

Самара находится на пороге важнейшего для себя события – принятия генерального плана развития города. В апреле и мае в городе будут проходить общественные слушания по основным разделам главного градостроительного документа. Авторский коллектив генплана пр

" src=

Самара находится на пороге важнейшего для себя события – принятия генерального плана развития города. В апреле и мае в городе будут проходить общественные слушания по основным разделам главного градостроительного документа. Авторский коллектив генплана проделал огромную работу, которую теперь могут оценить все жители Самары. О том, какое значение имеет этот документ для нашего города, и решение каких городских проблем содержится в генплане, мы побеседовали с одним из разработчиков генерального плана, директором архитектурно-проектной мастерской «Рекон» Игорем Галаховым.

– Игорь Борисович, какова роль генплана в дальнейшем развитии Самары?

Генеральный план был и остается главным стратегическим документом, определяющим территориальное развитие города. Генплан определяет основные цели и задачи по развитию всех видов городского хозяйства в их функциональном и пространственном аспектах. В этом смысле он является ориентиром, к которому мы должны стремиться, если хотим, чтобы город развивался гармонично в пределах того расчетного срока, который определен генпланом.

И каков же расчетный срок генплана?

– Десять лет. Генплан не должен быть срочным документом. Чем больше временная перспектива, тем меньше ошибок и неточностей. Поэтому генплан как пространственная стратегия развития должен быть постоянно действующим, мониторинговым документом, требующим постоянного внимания.

– Вы участвовали в корректировке второго генплана (1987 – Т.П.) в 1995 году. Скажите, изменился ли подход к разработке этого документа в связи с новыми социально-экономическими условиями?

– Если сравнивать утверждаемый документ с корректировкой 1995 года, то не могу сказать, что идеология нынешнего генплана значительно отличается от корректировки. Поскольку в 1995 году наша страна уже вступила в новые социально-экономические условия. Другое дело, что сегодня мы находимся в более зрелых и масштабно развивающихся отношениях. Если в 1995 году мы старались составить четкий детальный прогноз развития города до 2005 года, то нынешний документ направлен на поиск территорий и пространственных резервов для своего развития.

– Ваши прогнозы 1995 года оправдались?

– Вы знаете, судить об исполнении тех прогнозов можно только в той части, в которой реализовывался генплан. Я объясню почему. Например, прогноз дальнейшего развития селитебных территорий и территорий жилищного строительства в целом оправдался и даже больше. А в отношении к системам жизнеобеспечения: инженерным сетям, транспорту, прогнозы и не могли оправдаться. Поскольку по этим направлениям никаких мероприятий, намеченных в корректировке, и не проводилось.

– После утверждения генерального плана будут корректироваться правила застройки и землепользования в городском округе Самара. Что это за документ?

– Генплан в большей степени дает ответ на вопрос: что надо делать в городе, а карта правового зонирования (это графическая часть правил застройки и землепользования) призвана ответить на вопрос: как это нужно осуществлять? Но основная ее ценность это юридическая сила, поскольку этот документ должен прописать все процедуры взаимоотношений и порядок взаимодействия всех фигурантов на рынке недвижимости, земли и строительства.

– Как же оценены территориальные резервы города в генплане?

– Среда у нас в городе неоднородная. Где-то более интенсивная застройка, где-то она недозагружена. Территориальные резервы в городе есть. Приведу показательный пример. По градостроительным нормам городом с высокоплотной застройкой считается город, в котором проживает 400 человек на 1 гектар. В Самаре средняя плотность составляет 130-140 жителей на 1 гектар. Насколько хватит этого резерва? Думаю, если его использовать полностью, не обращая внимания на финансовые затраты, территорий может хватить на расчетный срок действия генплана.

– Как в генплане решается вопрос с рекреационными зонами?

– Рекреационные зоны складываются из городских парков и скверов, лесных массивов, которые окружают город. По паркам и скверам однозначно принято решение, да иначе и быть не могло, обязательно сохранить все эти зеленые насаждения и постоянно увеличивать их за счет озеленения вновь реконструируемых транспортных магистралей. Есть план создать единую структуру городских зеленых насаждений. Что касается лесных массивов, то мы видим своей основной задачей не уменьшение этих лесов, а возможность их переустройства и большей полезности для горожан. Так, эти территории могут быть использованы для строительства на них учреждений спортивно-оздоровительного характера. Если, конечно, они не являются лесами первой категории или природными памятниками. Например, на участке вдоль транспортной магистрали от Дубков до Управленческого есть основания для расположения таких учреждений.

Но ведь строительство домов отдыха так или иначе повлечет частичную вырубку деревьев?

– В ходе разработки генплана наши специалисты рассчитали экологическую емкость этих лесов. Ведь их нельзя эксплуатировать до бесконечности. Любой природный элемент в состоянии вынести определенную антропогенную нагрузку. Превышение этой нагрузки приводит к их деградации. Чтобы этого не случилось, было определено: территории можно использовать, но в разумных пределах. И подходить к вопросу размещения на таких землях каких-либо общественно-полезных объектов, выборочно. Специалисты, которые изучали этот участок (от Дубков до Управленческого), знают, что лес там неоднороден по своему составу: есть участки ценных пород, есть просто деградирующие участки, есть подлесок. Именно на малоценных с точки зрения природного ландшафта участках и должно происходить строительство, но опять же оговорюсь: в разумных пределах.

– Что будет происходить с землями в районе Сорокиных Хуторов?

– Без уменьшения лесных массивов предлагается дачные территории перевести в статус земель, предназначенных для индивидуальной застройки. Поскольку объективно процесс этот уже начался, и если его не контролировать, то мы получим такую же ситуацию, что и на городских просеках: массовая индивидуальная застройка с отсутствием необходимой инфраструктуры: сетей, дорог, объектов бытового назначения. Поэтому процесс застройки этих земель должен быть под контролем и проходить цивилизованно с приоритетом прав нынешних владельцев участков.

– Какие предложения содержатся в генплане по развитию транспортной инфраструктуры?

– Формирование транспортной инфраструктуры будет осуществляться по двум основных направлениям: развитие сети улиц и дорог, и усовершенствование, увеличение пропускной способности существующих улиц и дорог. Сегодня в городе развита продольная система дорог, которая значительно ограничивает возможности автомобилистов. С другой стороны, у нас не достаточно развиты поперечные улицы. Они позволяли бы равномерно распределять транспортный поток.

Первоочередными мероприятиями в этом смысле являются продление улицы Луначарского до 3 очереди набережной; Авроры до Ново-Садовой, и далее по Липецкой до 3 очереди с выходом на Волжский проспект. Также необходимо продолжение улиц XXII Партсъезда и Ново-Вокзальной.

В усовершенствовании и увеличении пропускной способности дорог главную роль с одной стороны, должен сыграть ремонт, с другой – расширение улиц и строительство многоуровневых развязок.

– Где планируются многоуровневые развязки?

– Только на одном пр. Карла Маркса по мере строительства 8 двухуровневых развязок на пересечении со всеми основными магистралями.

– А на уже существующих улицах?

– Это, прежде всего, улица Луначарского, поскольку «развязать» транспортные потоки водном уровне там невозможно.

– На каком этапе строительство магистрали Центральная?

– Строительство Центральной уже началось от поселка Водино. Строители уже «дошли» до Петра Дубрава и начали проектировать участок этой улицы до пересечения с проспектом Кирова.

– Когда же мы увидим первый участок этой улицы на территории города?

– Думаю, лет через пять-шесть.

– Давайте поговорим о другом не менее актуальном вопросе для Самары – историческом центре. Что предлагает генплан по этой части города?

– Здесь необходима реконструкция имеющегося жилого фонда, особенно, в Самарском и Ленинском районах, прежде всего, для обновления существующего капитального жилого фонда. Здесь следует говорить и о новом комплексном подходе, учитывающем исторический фон. И конечно, нужно избавляться от ветхого и аварийного жилья.

– Как будет выглядеть исторический центр? Не будет ли это своеобразная чересполосица?

– Он будет выглядеть так, как мы будем его проектировать и строить.

Я уже говорил о комплексном подходе в центре города, который и должен будет решить архитектурную, планировочную и эстетическую задачи: как гармонично объединить в единую среду вновь строящиеся дома нередко повышенной этажности с тем историческим фоном, на котором они появляются.

– Предполагает ли новый генплан строительство новых пешеходных зон в исторической части города?

– Такие зоны планируются. Но я бы не стал декларировать, какие именно это будут улицы или участки улиц. Потому что этот вопрос требует серьезного осмысления, ведь устройство пешеходных зон ограничивает движение транспорта.

– Общественные слушания по генплану прошли уже в трех районах. Поделитесь впечатлениями?

– Для меня они не стали откровением, поскольку я уже проводил общественные слушания в прошлом году. Как я предполагал, так и случилось. Люди долгое время были отстранены от участия в жизни города, возможности высказаться по проблемам тех территорий, на которых они живут. И когда эта возможность представилась, основное желание было не столько ознакомиться с предложениями по генплану, сколько успеть высказать наболевшее. Но даже в такой форме общения с горожанами есть позитив. Они могут нам указать на какие-либо моменты, которые мы могли упустить. А моменты эти оказываются на поверку очень важными.

Мы ведь тоже учимся проводить общественные слушания. Перед их началом мы думали, как правильно построить общение, чтобы оно не было каким-то псевдонаучным совещанием, на котором никому не интересно. Мы хотим, чтобы это был конструктивный диалог.

– Многие горожане постоянно задают вопросы о конкретных домах, скверах, строительных площадках, микрорайонах. Но ведь генплан не занимается разработкой проектов застройки конкретных территорий. Когда люди смогут узнать интересующую их информацию?

– Генплан пусть и вершина айсберга, но это и одна из ступеней создания градостроительной документации. Во исполнение мероприятий генплана разрабатывается проект реализации этого документа, который более подробно, экономически обоснованно определяет очередность и состав мероприятий, необходимых городу. На этом втором этапе разрабатываются и правила застройки, и карты правового зонирования. На основании этих трех документов выполняются проекты планировок конкретных территорий. В этих документах будут отражены домовая застройка, обустройство внутридомовых территорий, транспорт, инженерное оборудование и обслуживание. Затем подготавливается проект межевания, который определяет жизненное пространство для каждого объекта.

– Проекты планировок конкретных районов также будут представлены на общественные слушания?

– Да, конечно. Ведь слушания призваны учитывать интересы и чаяния людей, которые проживают на этих территориях. Жители этих районов обладают приоритетным правом решать, какой должна быть эта территория. Нельзя вносить какие-либо новшеств, способные нанести вред уже сложившейся среде проживания. Процесс общественных слушаний пойдет продуктивно, если к проблемам застройки конкретных территорий будут относиться с пониманием. Ведь иногда развитие территорий затрагивает интересы вполне конкретных частных лиц. Общественные интересы всегда будут находиться на разных чашах весов. Хотелось бы, чтобы такие сложные вопросы решались ко всеобщему удовольствию.

– Можно ли ограничить приватизацию тех земель, которые находятся в сфере интересов развития города?

– Один из разделов генплана посвящен схеме ценных территорий города, так называемого «золотого фонда» Самары. На эту схему нанесены все участки и городские пространства, необходимые или вовлекаемые в решение городских программ по развитию селитебных, промышленных, рекреационных, инженерных, транспортных зон. В генплане параметры этих зон для города указаны. Их можно использовать только по своему прямому назначению.

– Насколько эти территории заняты?

– Показателен термин, который в последнее время появился в нашем обиходе: условно свободные земли. Потому что свободных территорий в нашем городе нет, есть только условно свободные. Думаю, что в ближайшее время мы столкнемся с практикой, когда нам придется освобождать участки «золотого фонда» от прав третьих лиц. Это серьезная проблема, и если мы не будет отстаивать, защищать эти территории, то процесс может сильно осложниться.

В каком направлении территориально будет расти город: вдоль Волги, за Самарку или дальше в степи?

– Думаю, что Самара будет расти в том или ином виде во всех названных вами направлениях. И, особенно, в южном – после начала строительства моста через Самару в районе проспекта Кирова. Единственное направление, в сторону которого пока смотреть бы не хотелось, это правый берег Волги. Такой вопрос, кстати, нам задавали и жители: «Когда Самара шагнет за Волгу?». Думаю, многие горожане со мной согласятся, что сегодня мы не готовы к тому, чтобы иметь беспрепятственный доступ в такой уникальный природный комплекс как Жигулевский национальный заповедник.

– Каким вам видится город в будущем?

– Можно я отвечу, каким оно должно быть, для чего, собственно, я и работаю? Как гражданин и житель Самары, мне хотелось, чтобы наша общая среда обитания – город Самара – был достойным современного человека. Чтобы город предоставлял возможность своим жителям не только насладиться общением с ним самим, но и давал возможность людям реализовать свой жизненный потенциал. С этой точки зрения город должен быть партнером его собственных жителей. В нем должно быть комфортно, удобно и безопасно жить.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
7
ТОП 5
Мнение
«Волдыри были даже во рту»: журналистка рассказала, как ее дочь перенесла жуткий вирус Коксаки
Анонимное мнение
Мнение
Туриста возмутили цены на отдых в Турции. Он поехал в «будущий Дубай» — и вот почему
Владимир Богоделов
Мнение
«Оторванность от остальной России — жирнющий минус»: семья из Самары переехала в Калининград и увидела, что там всё по-другому
Анонимное мнение
Мнение
Федорищев, вот ваш меч! Губернатор объявил «крестовый поход» против коррупции — почему это очень круто, но не очень страшно
Анонимное мнение
Мнение
«Думают, я пытаюсь самоутвердиться»: мама ученицы объяснила, зачем заваливает прокуратуру жалобами на школу
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления