Их бороды и рубахи насквозь пропитались дымом костров, они ели тушенку и варили гречку в закопченных от сажи котелках. Некоторые преодолели тысячи километров, чтобы искупаться в Мастрюковских озерах и протяжно петь до утра задушевную «Батарейку». Из удобств — бочка с питьевой водой, у которой выстраивались очереди, несколько биотуалетов и звездное небо над головой, посмотрев на которое, можно потеряться в пространстве и времени. 63.ru побывал на самарском «Вудстоке» и собрал самые яркие кадры жизни бардовского «мегаполиса».
В ночь на 12 августа десятки тысяч брутальных романтиков отметили полувековой юбилей Грушинского фестиваля на легендарной поляне, которая поросла байками, легендами и полынью.
Валерий — исполнитель бардовской песни, студент шестого факультета Куйбышевского авиационного института имени Королева. Во время учебы в школе и вузе увлекался туристическими походами. Созданное им трио «Поющие бобры» приобрело популярность как в институте, так и за его пределами. 29 августа 1967 года Валерий погиб во время туристического похода по реке Уде в Сибири, спасая тонувших начальника метеостанции и его детей. Друзья Валерия через год после его гибели собрались вместе, чтобы почтить друга, пели его песни. Так родился ежегодный фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина, или, как его называют между собой самарцы, «Груша».
Первое, что бросается в глаза, — невозмутимое спокойствие гостей фестиваля. Большинство туристов мирно сидели в палаточных лагерях у костров и с едва заметной улыбкой напевали проверенные временем хиты под гитару. Кто-то спал на земле, утомившись после ночных концертов, а кто-то разжигал костер, чтобы заварить сладкий чай.
Возникало ощущение, что любители бардовской песни затаились в преддверии какого-то грандиозного события и просто выжидали момент, чтобы зажечь. Так оно и произошло.
Вечером на большую сцену вышел народный артист России Александр Розенбаум. Громогласное «Ау!» вмиг собрало на площадке несколько тысяч человек. Они уселись на траву, разложили миниатюрные тряпичные стульчики, а некоторые очень быстро разбили палатки прямо в проходах к сцене. Поляна закипела новой жизнью. Даже назойливый дым костров, от которого слезились глаза, на время поутих.
Параллельно люди травили байки и рассказывали невероятные истории, которые происходили с ними на фестивале.
— Я возвращаюсь сюда уже 10 лет. Это не просто традиция, это ритуал, магия. Впервые я приехал на Грушинский фестиваль со своим отцом. Мой папа закопал в землю две полулитровые бутылки водки под сосной и сказал, что обязательно вернется в следующем году. Увы, он не дожил до лета совсем чуть-чуть. Тогда я решил, что буду ездить на «Грушу», продолжая славные традиции моего покойного отца, — поделился Илья Китов.
Когда Розенбаум допел свои баллады про осенний вальс и охоту на уток, на Мастрюки опустилась ночь.
Главной изюминкой фестиваля традиционно стал концерт на горе. Полицейские оградили территорию, выстроившись в огромный квадрат.
Уже в 21:00 у понтона выстроилась живая очередь, которая горела желанием занять заветные лавочки на горе. Когда толпа дошла до середины моста, конструкция начала раскачиваться из стороны в сторону. Местами понтон подтопляло водой, но это не пугало отчаянных бородатых мужчин и хрупких девушек.
Когда все уселись на скамеечки, поросшие бурьяном, из озера за сценой внезапно забил фонтан, на который с соседнего берега вывели проекцию с цветными надписями. Техники отстроили звук, народ зажег фонарики мобильных телефонов, приветственную речь Бориса Кейльмана прервали громкие фанфары и понеслось.
По данным организаторов, праздник авторской песни посетили 27 000 человек из 75 регионов РФ и более чем 100 государств мира. В 2018 установлен и рекорд конкурсной программы — 369 участников.
Главные новости Самары в формате фото и видео — в нашем Instagram.