Они работали на одном из старейших предприятий Самары. Приближали победу, изнемогая от усталости у станков. Но вслед за своей подшефной дивизией ездили на фронт, везли снаряды и подарки. Рассказываем историю дружбы рабочих Завода имени Масленникова и военнослужащих из 157-й стрелковой дивизии.
— В ноябре 1942 года постановлением Куйбышевского горкома Завод имени Масленникова взял под свое шефство 157-ю стрелковую дивизию. Это было тяжелое время, разгар Сталинградской битвы. Но предприятие уже получило задание: как можно быстрее отправить делегацию шефов-рабочих на фронт. И в начале 1943 года первые несколько человек от ЗиМа поехали, встретились с бойцами и привезли им подарки. Так началась дружба рабочих завода и бойцов дивизии, — рассказывает 63.RU начальник отдела использования архивных документов Самарского областного государственного архива социально-политической истории Евгений Малинкин.
Завод имени Масленникова ( изначально назывался Трубочный завод) — советское оборонное предприятие в Самаре, существовавшее в 1911–2006 годы. В 1929 году завод получил кодовый № 42. В годы Великой Отечественной войны здесь производили снаряды для знаменитых «катюш», а также боеприпасы для всех родов войск. Также в разные годы на предприятии выпускались знаменитые часы «Победа», фотозатворы, медицинская техника, электропультовая аппаратура, швейные машины, электродвигатели. Источник: «Википедия».
В 1943 году 157-я стрелковая была переименовала в 76-ю гвардейскую стрелковую, то есть признана отборной дивизией за массовый героизм и мужество служивших там солдат и офицеров.
76-я гвардейская десантно-штурмовая Черниговская Краснознамённая, ордена Суворова дивизия (до 1943 года — 157-я стрелковая, до 1946 года — 76-я гвардейская стрелковая, до 2006 года — 76-я гвардейская воздушно-десантная дивизия) — старейшее из ныне существующих соединений Воздушно-десантных войск России. Она является правопреемницей 157-й стрелковой дивизии (впоследствии ставшей 76-й гвардейской стрелковой дивизией), сформированной 1 сентября 1939 года на базе 221-го Черноморского стрелкового полка 74-й Таманской стрелковой дивизии. Источник: «Википедия».
— Это было очень выдающееся в плане своих подвигов военное подразделение. Они защищали Керчь, Одессу, Севастополь в 1941 году. Затем сражались на Сталинградском фронте до полного разгрома армии Паулюса, потом была Курская дуга. Они освобождали Белоруссию, Польшу. Победу встретили в Германии. Несколько раз к ним на фронт ездили зимовцы. В 1943 году они, например, приезжали к ним в район города Козельска, где тогда располагалась дивизия. Это была очень тесная дружба, — говорит Евгений Малинкин.
Работникам архива удалось узнать и восстановить имена лишь несколько рабочих-шефов. Это уроженка Самары Ольга Сергеевна Огородникова, дочь юриста Самарского губернского суда и учительницы музыкальной школы, уроженка села Шиланский Ключ Татьяна Андреевна Шкотина из семьи крестьян-бедняков, уроженка города Николаевска (сейчас — Пугачев) Валентина Ивановна Еромасова из семьи земского писаря. Все девушки родились до революции. Наравне со взрослыми трудились на заводе и так называемые бригады «малюток». Представитель одной из них — самый молодой бригадир комсомольской фронтовой бригады завода Александр Сергеевич Климин. В годы шефства над дивизией ему было 13–15 лет. Он также ездил на фронт вместе со взрослыми коллегами.
— В составе самой первой делегации было всего 5 рабочих. В дальнейшем, судя по фотографиям, на фронт приезжали 4–6 человек. Самая большая делегация — 10 человек — приехала в Германию. Костяк рабочих-шефов составляли передовики производства, члены партии. Поддержать бойцов было очень почетной миссией. Туда отбирали лучших работников, — объясняет Малинкин.
В подарок своим подопечным рабочие вышивали кисеты для табака, вязали варежки, собирали продукты, и это когда весь тыл жил по жесткой карточной системе! После войны представители дивизии еще несколько раз приезжали в Куйбышев, встречались с заводчанами. Но постепенно дружба сошла на нет. Возобновить ее спустя 15 лет после Победы помог счастливый случай и журналист Валерий Штепо, бывший тогда старшим лейтенантом.
Валерий Штепо родился 29 января 1935 года в Симферополе. С 1953 по 1983 год служил в Воздушно-десантных войсках Советской армии. Прошел путь от рядового до подполковника. Служил в Литве, Казахстане, на Западной Украине, в Германии, Венгрии. Участник войны в Афганистане с первого дня боевых событий. Член правления самарского отделения Союза журналистов РФ, член комитета самарского регионального отделения общероссийской общественной организации «Российский союз ветеранов».
— В 1960 году я приехал служить в Псковскую десантную дивизию, я был тогда еще командиром взвода. И вот в ленинской комнате своего 3-го батальона читаю наглядную агитацию и вижу открытку, а в ней слова: «Поздравляю с 15-летием Победы своих однополчан. Подпись: Самуил Эйдлин». У меня первая мысль была: «Завод № 42». Во время войны ведь нигде не писали, что это Завод имени Масленникова, он именовался почтовым ящиком № 42. Без города даже. Но я сам до армии начинал работать на этом заводе. Да и знал, что Эйдлин — куйбышевский поэт, корреспондент журнала «Крокодил». Так что все сошлось. И я написал письмо на завод с вопросом: «Не вы ли были шефами и не вы ли выезжали к нам 11 раз на фронт?» С ЗиМа пришло письмо с огромными восклицательными знаками. В числе прочих его подписала и Ольга Огородникова, ставшая к тому моменту заведующей отделом технического контроля на предприятии. Другие наши шефы тоже из простых рабочих стали инженерами. В письме было написано: «Мы, не вскрывая конверта (а я же послал фотографии времен Великой Отечественной войны, которые переснял со стендов), расплакались — нашлась наша дивизия! В номере войсковой части 06264 те же цифры, что и в полевой почте во время войны! Мы думали, что эта дивизия, выполнив свой долг перед Родиной, расформирована. Слава богу, вы нашлись в Пскове». Надо сказать, во время войны шефы много сделали для дивизии, они помогали эвакуировать в тыл раненых, привозили в дивизию боеприпасы и подарили автомашину походной типографии. Бойцы стали выпускать газету «Солдатская правда». В это же время заводская газета писала об успехах нашей дивизии. Вот такое было вдохновляющее шефство, — объясняет Валерий Штепо.
Так с его легкой руки связь завода и дивизии восстановилась. Работавшие в 60–70-х годах на Заводе имени Масленникова юноши считали престижным попасть именно в 76-ю воздушно-десантную дивизию. С его легкой руки роту новобранцев-заводчан стали называть «маслятами».
— Обычно «маслятами» военные называют патроны к пистолетам и автоматам. А тут получилось название с двойным смыслом. Работники ЗиМа по конкурсу приходили служить в нашу дивизию. Во всех военкоматах страны призывники писали, куда бы хотели: в артиллеристы, танкисты, саперы. А наши от ЗиМа писали: в 76-ю воздушно-десантную дивизию. К нам приходила целая рота из заводчан, я был комсоргом этой роты. Они постоянно занимали первое место в нашей дивизии в любых соревнованиях, — вспоминает Валерий Штепо.