Цены на медуслуги и лекарства попали под государственный контроль. Российское правительство приняло решение наделить Росздравнадзор более широкими полномочиями в области ценообразования на рынке лекарственных средств, а также модернизации нормативно-правой базы оказания платных медицинских услуг в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях.
В самое ближайшее время представители власти намерены выступить с предложением и по вопросу тарификации платных медицинских услуг. Сегодня в субъектах практически нет контроля за ценами. Выявляется большое количество жалоб пациентов и нарушений правил оказания платных медицинских услуг. Анализ обращений граждан показал: платные услуги оказываются в рабочее время на государственном оборудовании, имеют место длительные сроки ожидания госпитализации и взимание платы за экстренную медицинскую помощь, отсутствует информация о порядке предоставления и объемах платных услуг в учреждениях всей страны. В связи с этим будут усилены контрольно-надзорные мероприятия в субъектах РФ и на федеральном уровне и проведены проверки в федеральных государственных учреждениях.
Что же касается производителей лекарственных средств, то их обяжут ввести регистрацию предельных отпускных цен на препараты, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших. В настоящее время в этот список входит более 650 наименований препаратов, в том числе такие популярные, как парацетамол, арбидол, атропин, витамины.
Кстати, этот перечень будет пересмотрен, так как в Росздравнадзоре пришли к выводу, что контролировать уровень отпускных (оптовых) цен, как и региональных торговых надбавок, нужно в отношении абсолютно всех лекарственных средств, разрешенных к обращению на территории России, также будут в корне пересмотрены и сами механизмы такого контроля.
В частности, в этом нуждается действующий сегодня порядок проведения аукционов при государственных закупках, основным критерием которых является цена препарата. Во всех регионах России победителями аукционов и, соответственно, контрагентами при заключении госконтрактов оказались небольшие фармацевтические предприятия, которые предложили наименьшую цену поставок. Но в процессе работы становилось понятно, что обеспечить бесперебойные поставки они не в состоянии, поскольку не имеют прямых договоров с производителями, а значит, и оптимального лечения пациентов добиться с их помощью невозможно.
Также серьезным изменениям подвергнется и нормативно-правовая база российской фармакологии, в которой сегодня отсутствуют правила расчета затрат на производство препаратов и норм прибыли. Регистрация цен носит заявительный характер, цену фактически диктует производитель. В сопроводительных документах не указывается отпускная цена, и это означает, что, пока лекарство пройдет по цепочке оптовых продавцов, оно серьезно возрастает в цене. При этом каждый посредник старается извлекать максимальную, зачастую ничем не обоснованную прибыль. В итоге от дороговизны лекарств страдают пациенты. Решением этой проблемы станет ужесточение ответственности за уклонение от регистрации цен или предоставление недостоверных данных при их обосновании. К примеру, в качестве одного из наказаний планируется ввести запрет на продажу препаратов, цены на которые не были зарегистрированы в определенный жесткий срок.
Наконец, последним шагом станет введение референтных цен, правила формирования которых и конкретные значения будут утверждаться государством. Именно по такому принципу осуществляется контроль за ценами на лекарства в развитых странах. Как показывает международный опыт, система референтных цен дает возможность ввести обеспечение лекарствами в систему медицинского страхования.