Только каждый пятый российский школьник считается здоровым. Такие данные привела министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова. «Абсолютно здоровыми (так называемая первая группа здоровья) признаны 21,4% учащихся. Вторая группа, в которую входят дети, нуждающиеся в амбулаторном лечении, составляет 58%. В группы с третьей по пятую, при которых уже требуется стационарное лечение, входит 20,6%», – сообщила глава ведомства.
«В структуре заболеваемости детей по окончании школы наблюдается явная зависимость от образа жизни, который они вели, – говорит руководитель службы материнства и детства Ирина Огошкова. – Прежде всего это гиподинамия. У нас очень много стало близоруких детей, которые испортили зрение, просиживая часами у компьютера. Такой образ жизни приводит к тому, что нарушается осанка, увеличивается количество сколиозов. А как питаются дети? Кефир не пьем, геркулес не едим. Вся еда – кола да чипсы. Если мама дома не готовит по разным причинам, то ребенок в лучшем случае пиццу подогрел и запил газировкой. К нормальному питанию, с точки зрения физиологии, он не привык. Поэтому появляются гастриты, заболевания желудочно-кишечного тракта и прочие болячки».
Согласно данным научного исследования, проведенного институтами Санкт-Петербурга, рациональный режим сегодня соблюдает только пятая часть школьников. Активно и регулярно занимается спортом только каждый 10-й учащийся. Не имеют никаких физических нагрузок, кроме школьных, 13,2% школьников. Почти треть страдает проблемой выраженной гиподинамии. Примерно столько же поздно ложатся спать.
Татьяна Голикова отметила, что для школьников со второй группой здоровья раньше разрабатывались специальные физические нагрузки, особые правила занятия физкультурой в школе. «Раньше, когда это применялось, дети очень часто переходили из второй в первую группу, значит, это давало определенный эффект», – сказала министр, добавив, что сегодня лишь 20-30% учащихся посещают специальные уроки физкультуры. Министр предложила в связи с этим провести всероссийский конкурс среди школ, который будет направлен на развитие и подъем физкультуры среди учащихся.
«Многие думают о здоровьесберегающих технологиях как о наличии какой-то специальной аппаратуры, – добавляет Ирина Огошкова. – Нет, это для начала световой и тепловой режим пребывания ребенка в школе. Если создать комфортные условия с нормальной учебной нагрузкой и правильным питанием, то ряд проблем можно решить сразу». По ее мнению, когда разговор заходит о состоянии здоровья подрастающего поколения, целевая аудитория должна состоять не только из медиков и школьников, но и их родителей и учителей. Дети тянутся за сигаретой, например, от того, что в их окружении кто-то делает точно так же. Это значит, что есть близкие, решающие свои проблемы именно таким образом, или те же самые учителя. «Когда курящие родители или педагоги говорят, что курить нельзя, а ребенок видит, что сами взрослые поступают с точностью наоборот, толку от таких бесед нет», – считает Ирина Огошкова.