«А почему ваш малыш до сих пор не разговаривает? Вот моя дочка (сыночек) в годик…» Кто из молодых мам не слышал подобного от соседок и просто незнакомых женщин? Самое главное – не запаниковать после таких слов, ведь вы же помните о том, что каждый ребенок исключительно индивидуален? И то, что получается быстро у одного, у другого может занять чуть больше времени. Тем не менее если молчание крохи вызывает тревогу и, изучив нормы речевого развития, вы понимаете, что что-то не так, есть смысл посетить логопеда и возрастного психолога, таких как Жанна Каргаполова и Елена Золотова (Пряхина), которые сегодня отвечают на наши вопросы.
Вовремя – это когда?
«Во-первых, обсудим, что значит «вовремя» и как мама может догадаться о каких-либо отклонениях в развитии юного молчуна», – говорит детский психолог Елена Золотова (Пряхина).
Первое, на что, по словам специалиста, следует обратить внимание, – слышит ли ребенок с рождения. Дело в том, что до трех месяцев речевое развитие не формируется, и возможным признаком неблагополучия может стать лишь отсутствие у малыша слуха. Слышащий ребенок, несомненно, отреагирует (вздрогнет или заплачет) на чих, работу перфоратора, какой-то другой внезапный звук. И даже такая негативная реакция предполагает, что слух у крохи развивается.
В три-четыре месяца ребенок начинает выдавать звуки: гулить – произносить гласные (а, и, ы, у) и их сочетания с любыми согласными, к примеру всем знакомые «агу» и «агы». Начиная с шести-семи и до десяти месяцев у крохи появляются первые лепетные слова, он стремится произносить слоги: «ба-ба», «ма-ма», «па-па», «ага» и многие другие. Конечно же, эти «реплики» не могут не радовать. Коротенькие слова, как правило, уже опредмечены, например милое «амамам» обозначает маму.
«Как правило, к году у ребенка набирается порядка десяти таких вот своеобразных «слов» – звукоподражаний, которые уже чему-то соответствуют: собачка – «ав», корова – «му» и так далее», – рассказывает психолог Елена Золотова.
В следующем полугодии, согласно правилам речевого развития, в лексиконе малыша должны появиться различные односложные реплики: «дай», «на», «папа», «мама», «дядя», «кись» (на кису) и прочие. Традиционно количество этих слов довольно быстро увеличивается. К двум годам речь малыша наполнена тридцатью-сорока выражениями и даже отдельными фразами.
Требуется, чтобы в полтора года ребенок мог произнести простую коротенькую реплику. В год и шесть месяцев у чада в словарном запасе уже появляются более длинные слова: что-нибудь вроде «абако» (яблоко). В два года малыш должен говорить небольшими предложениями, повторять за взрослыми какие-то фразы, коротенькие стишки и прибаутки.
«Искренне советую ориентироваться на принятые специалистами (среднестатистические, классические) нормы говорения, а не на «соседа», который может быть «хуже или лучше» вашего ребенка», – рекомендует детский психолог.
Существует и другой возможный вариант развития событий: до полутора – двух с половиной лет ребенок не говорит, а после его резко «прорывает», и он превращается в болтуна. Так или иначе, но необходимо, чтобы до трех лет ребенок заговорил. Однозначную ЗРР (задержку речевого развития) ставят в том случае, если в два с половиной – три года малыш так и не проявил желания пообщаться. Этот диагноз сохранится, пока он не догонит сверстников. Необходимо постоянно наблюдаться у специалистов – возрастных психологов и логопедов.
Немаловажный нюанс: в тот момент, когда ребенок по тем или иным причинам не говорит, необходимо, чтобы он все понимал. К примеру, в год ребенок по просьбе родителей должен показывать глаза, нос, рот, выполнять простые инструкции: открой, закрой, дай, покажи, иди сюда. Малыш должен различать предметы быта, домашних и диких животных, которых мама показывает ему на картинках. Если ребенок не может ничего сказать, но все понимает, более того, доказывает свое понимание – для специалистов это будет знаком о благополучии его развития.
Физиология и психология
Необходимо помнить, что предпосылками для ЗРР может стать множество факторов, начиная с проблемной беременности и родовых травм и заканчивая педагогической запущенностью ребенка.
Начнем с физиологии. «На сегодняшний день ЗРР – довольно частое нарушение у детей до трех лет. Его можно диагностировать в достаточно раннем возрасте, – рассказывает логопед Жанна Каргаполова. – В полтора года не говорящего ребенка уже смело можно отнести к группе риска. Причин молчания несколько, поэтому мы рекомендуем его тщательно обследовать».
ЗРР, по словам логопеда, может быть вызвана неблагоприятным течением беременности, когда мама, к примеру, принимала антибиотики или вела нездоровый образ жизни. Несовместимость крови матери и ребенка по группе или резус-фактору, преждевременные или затяжные роды, когда малыш испытывал длительную нехватку кислорода, неправильно проведенное кесарево сечение из-за весьма распространенных в последнее время косметических швов, когда ребенка извлекают при небольшом разрезе и он может получить родовую травму, – все это возможные причины трудностей в развитии речи.
Следующий момент – генетическая предрасположенность: если один из родителей заговорил поздно, не обязательно, но почти наверняка ребенок пойдет по его стопам. Нельзя упускать, что предрасположенность к ЗРР возможна, в случае если у вашего чада короткая подъязычная связка. При этом тормозится подвижность языка, и какую-то часть звуков ребенок просто не может произнести. Чтобы это исключить, первым делом идем к хирургу. Медики единодушны и в том, что разумно начать интересоваться этим вопросом уже в первую комиссию младенца, когда новорожденному исполняется месяц. Нужно показаться логопеду и убедиться, что все хорошо. Если отклонения все же будут найдены, то чем раньше вы примите соответствующие меры, тем меньше это отразится на любимом малыше.
Еще раз напомним: одни лишь артикуляционные дефекты, как правило, влияют на звукопроизношение, но не дают ЗРР. Причины задержки развития комплексны. Вполне вероятно нормальное строение артикуляционного аппарата, но органы могут быть малоподвижны, если есть родовая травма и поражены отделы головного мозга, которые отвечают за его работу.
Что касается психоэмоциональных составляющих ЗРР, то здесь все тоже очень непросто. «Довольно распространенная проблема: родители просто не знают, как заниматься с малышом, и, соответственно, не делают этого, – сожалеет психолог Елена Золотова. – Тем не менее речь нужно развивать с самого рождения, а не придерживаться принципа «когда заговорит, тогда заговорит». Он может сыграть с вашим чадом злую шутку».
Стрессы (для некоторых детей это может быть банальный испуг, перемена места жительства и даже ссоры родителей) тоже могут повлиять на разговорчивость малыша: под влиянием этих факторов дети часто замолкают.
Учимся диалогу
С младенчества крохе необходимо давать игрушки-погремушки, слушая которые, он сможет познавать разнообразие звуков, они станут его привлекать, развивать слух младенца.
Во-вторых, необходимо разговаривать с ребенком, но речь эта, рекомендуют специалисты, до двух лет должна быть совершенно особенной: общаться с детьми, как со взрослыми, категорически запрещается! Часто можно услышать фразу: «Я с ним разговариваю, как со взрослым, чтобы он сразу приучался». В целях развития речи нужно с маленьким говорить «детским» языком.
Основной принцип такой: общаясь с малышом до десяти месяцев, мы обязательно вступаем с ним в диалог – стимулируем его речевую активность, несмотря на «беспредметность» произносимых звуков. Поверьте, как бы глупо это на ваш взгляд ни выглядело, цель оправдывает средства. В эти моменты важно, чтобы ребенок стал практиковаться в произношении звуков и таком вот «диалоге». Почаще спрашивайте у малыша: «Кто тут у нас такой хороший (замечательный, да много чего еще)?» Ждите, пока он «ответит».
Обращение к ребенку должно быть эмоциональным, теплым, положительным. «Где у нас папа? Вот он, папа!» «Ванечка проснулся? Хороший мальчик». Если ребенок в ответ на реплики с вашей стороны начинает «вести беседу», обязательно в этот момент сделайте паузу, выслушайте его, и только после того, как он замолчит, вновь начните разговор, приучая ребенка к диалогу: я тебе – ты мне. Пусть пока это обмен лишь звуками и эмоциями, но в дальнейшем вы сможете перейти к более содержательному общению.
Несмотря на распространенное мнение, что нельзя повторять за ребенком «глупые» звуки, до девяти месяцев повторяйте их! Психологи уверяют: это полезно.
При таком общении подойдите близко к ребенку, очень важно, чтобы лицо взрослого было в пределах досягаемости маленького «болтуна». Привлеките внимание малыша к своим губам, необходимо, чтобы сын или дочь смотрели, как вы произносите то или иное слово. Лучший из возможных – вариант, когда ребенок смотрит на ваш рот, ручкой трогает губы: дело в том, что только так кроха познает способ произнесения звуков. Живая речь нам в данном случае совершенно необходима: ни телевизор, ни компьютер не смогут показать, как произносятся звуки.
Как только вы повторили звук, произнесенный ребенком, вслед добавьте что-то свое: к его «агу», свое «ага», к примеру. Это будет постепенно расширять его словарный запас. Но не ждите от ребенка в раннем возрасте мгновенной реакции. Для того чтобы малыш мог усвоить полученную информацию, необходимо многократное ее повторение. Скорее всего, в первые несколько попыток никакой реакции не последует, но это ни в коем случае не должно привести к прекращению занятий. Поверьте, скоро ваш юный «собеседник» станет ловить слова на лету.
Проговаривайте-проговаривайте-проговаривайте! Если ребенок изучал вас в этот момент, ваши губы были для него интересны – считайте, что развивающий урок состоялся.
Лепетные слова в раннем возрасте приветствуются: упрощайте сложные и произносите их в паре с теми звуками, которые ребенок уже в состоянии произнести. К примеру, не «машина», а «тпру». Чтобы, услышав это слово, он мог показать на автомобиль, узнать его. На таких коротеньких словах ребенок упражняется в течение нескольких месяцев, у него тренируются мышцы губ и языка. Как бы вам того ни хотелось, сразу ребенок не сможет сказать длинное слово, нужно усиленно тренировать его перед этим событием.
Приучая к разговорам, мы даем ребенку вместе с развивающим эффектом понимание того, что необязательно плакать каждый раз, когда хочешь, чтобы мама подошла. Соответственно, если хочешь получить внимание мамы, – а каждый ребенок жаждет этого, – выдавай какие-то звуки и начинай говорить разную тарабарщину. А она, к слову, необычайно полезна в возрасте до полутора лет, так как развивает артикуляционный аппарат и дает практику произнесения звуков.
Еще один немаловажный момент с точки зрения развития артикуляционного аппарата: мамочки, до полутора лет забудьте о правилах приличия, учить своего кроху хорошим манерам будете после! А сейчас пусть ваш ребенок от души веселится, надувая щечки, облизывая тарелки после еды и показывая вам язык: все это ведет к развитию мышц ротовой полости! Что касается соски, здесь психологи более категоричны. Это резиновое изделие подобно пробке во рту, уверяют специалисты. А значит, и существенная помеха для произнесения первых слов. Выбор за вами.
Начиная с полугода необходимо знакомить малыша со всем, что его окружает: предметами, животными, людьми. Описывайте каждое действие, которое вместе совершаете. Собираетесь покормить ребенка манной кашей? Скажите: «Сейчас мы будем есть кашу». Главное – не молчать. «Глухонемая» среда крайне губительна для развития речевых навыков маленького исследователя.
Поем… вместе!
Что касается развития ребенка по существующим песенным методикам, без непосредственного участия мамы такие занятия не принесут желанных результатов. Мало просто включить пластинку, важно, чтобы мама каждое услышанное крохой слово если не демонстрировала, то хотя бы проговаривала, повторяла.
Лучше всего, если вы будете петь эти песенки эмоционально, артистично, экспрессивно, и малыш будет видеть, как вы это делаете. Цены не будет таким занятиям. Специалисты рекомендуют активно заучивать куплеты и петь при ребенке, а то и вместе с ним. Пусть даже это будет одно произведение, а не двадцать.
Помимо песенных дисков существует множество записей с видеорядом: про природу и животных – как капает дождик, как играют детки или плывет уточка. Опять же, суть в том, чтобы мама «сопровождала весь показ», то есть говорила примерно следующее: дождик – кап-кап-кап, уточка – кря-кря-кря, кораблик плывет – бульк. Ваше участие и сопровождение здесь незаменимы.
Не поскупитесь на внимание: с девяти месяцев до полутора лет активно занимайтесь процессом развития речи. Впоследствии ребенок будет хорошо и легко говорить, и подобного усердия от вас уже не потребуется, нужно просто вовремя «раскачать» малыша. Но пока сопровождение должно быть постоянным, как говорится, что вижу, то пою.
К слову, для хорошо поставленной речи огромное значение имеет мелкая моторика – разминка крошечных пальчиков, еда ложкой, построение пирамидки, откручивание-закручивание, рисование пальчиками, после года – лепка из пластилина и прочее. Дайте волю фантазии: своей и ребенка!
Языкотерапия
Для развития артикуляционного аппарата (АА) правильное грудное вскармливание играет огромную роль, логопеды рекомендуют сохранять его до года. Кормить ребенка следует из обеих грудей (менять положение), это необходимо для того, чтобы мышцы АА развивались равномерно, губы работали правильно. Кроме этого, перед кормлением, чтобы язык ребенка был подвижным, мамам предлагается провести следующую процедуру: соском немножко поиграть у губ ребенка, буквально несколько секунд, до тех пор, пока малыш, желая добраться до еды, не начнет вытягивать губы и язычок. Точно такие же манипуляции можно проделывать с младенцем, когда даете пустышку или бутылочку.
Чуть позже, когда у ребенка начинают резаться зубы, во время «зарядки» массируйте десны, похлопывайте и также растирайте язычок за два часа до или после кормления. «Помимо прочего, деткам с предрасположенностью к ЗРР можно рекомендовать массаж губ, – говорит логопед Жанна Каргаполова. – Но лучше, конечно, все это делать после консультации со специалистом. Сама процедура массажа предельно проста: губы ребенка растираем от середины верхней губы к краям и наоборот. Затем растягиваем губки в улыбку и соединяем в трубочку. Такая зарядка допустима лишь в том случае, если ребенок позволяет подобные манипуляции и ему это нравится. Кроме артикуляционного массажа (губ и языка) рекомендуется массировать ладошки и пальчики, особенно подушечку большого пальчика руки».
Логопед настаивает: очень тщательно следите за тем, чтобы у ребенка с рождения ни в коем случае во рту не было ни пальцев, ни кулака. Все это очень вредно для развития речи. Если малыш постоянно сосет пальчики, у него неправильно формируется АА, зубы и звукопроизношение. Традиционно у детей, долго сосущих палец, возникает задержка речи.
«Исходя из своей практики за последние шесть-семь лет могу сказать, что ЗРР часто возникает как следствие информационной перегрузки, – делится логопед Жанна Каргаполова. – На консультацию приводят интеллектуально развитых, все понимающих, но абсолютно не говорящих детей. И происходит это в большинстве случаев из-за того, что ребенок «наполнен» многими словами, которые не умеет применять, не знает, что они обозначают. Естественно, у него происходит задержка речи».
Как этого избежать? Ни в коем случае не допускать малыша до двух лет к телевизору, советует специалист. Если ребенок все же смотрит мультфильмы, то родители должны параллельно озвучивать увиденное.
Ваш ребенок, конечно, индивидуален, и, наблюдая за его развитием, ни в коем случае не стоит равняться на других детей. Тем не менее ознакомиться с общепринятыми нормами и проконтролировать ситуацию, пока еще можно что-то исправить, явно не будет лишним.