Депутаты самарской губдумы и медики нашли много противоречий в новом законопроекте об основах охраны здоровья граждан. Спорными являются определения ряда понятий, принципы оказания медицинской помощи и экономическое обоснование закона. Предложения и замечания самарских законотворцев направлены в Госдуму РФ.
В самарской губернской думе на заседании круглого стола врачи и депутаты обсудили проект федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Высказанные рекомендации участников в четверг, 19 мая, председатель комитета по здравоохранению, демографии и социальной политике Александр Живайкин представит в Государственной думе РФ на парламентских слушаниях по законопроекту.
В настоящее время российское здравоохранение переживает серьезные изменения на законодательном уровне. В федеральном законе по-новому регулируются права граждан. Во многом необходимость создания документа была вызвана серьезными пробелами, требующими решения на уровне закона. «Это базовый законопроект, приоритет в котором отдан профилактическим мероприятиям. В нем впервые вводится понятийный аппарат, впервые дается определение стандартам и порядку оказания медицинской помощи», – сообщил Александр Живайкин.
О том, что в существующем законодательстве существуют определенные проблемы, знают и чиновники, и пациенты. Еще при первых появлениях текста нового закона в прессе у многих врачей вызвала отторжение сама формулировка понятия «медицинская услуга». В законопроекте очень многословные определения, например, определение термина «медицинское вмешательство». Нужны более односложные определения, считает руководитель управления лицензирования и контроля качества министерства здравоохранения Самарской области Генадий Шишин.
В тексте закона также указывается, что финансирование лечения редких заболеваний будет отдано муниципалитетам. «Это рискованно», – считает и.о. руководителя департамента здравоохранения мэрии Самары Виктор Савельев. «На лечение одного больного с четвертой формой муковисцидоза уходит пять млн. рублей в месяц. А больных с таким заболеванием в Самарской области двое», – прокомментировал Геннадий Шишкин. По его мнению, закон несовершенен, так как нельзя в одном документе охватить все аспекты: «Но рассматривать его целесообразно», – отмечает господин Шишкин.
Изначально планировалось, что новый закон будет способствовать конкуренции между разными медучреждениями. Но в итоге оказалось, что нет статей, которые декларировали бы видение экономики здравоохранения. «Все стандарты не просчитывались экономически», – подтвердил Виктор Савельев.
Основные принципы финансирования изложены в законе об обязательном медицинском страховании, рассказал исполнительный директор ТФОМС по Самарской области Виктор Мокшин: «С 1 января 2012 года весь объем средств будет находиться в рамках федерального фонда медицинского страхования, то есть оплачиваться будет только страховой случай».
Закон также вводит право пациента на обслуживание в любом учреждении здравоохранения по его желанию. Выбор пациентом медицинского учреждения влечет за собой не только организационную проблему, но и экономическую, считает Виктор Мокшин: «Мы должны планировать расходы. Если миграция населения по поликлиникам будет значительной, то возникнет переизбыток средств или дефицит. Поэтому выбор медицинского учреждения должен реализовываться по территориальному принципу». Например, если житель Красноглинского района захочет прикрепиться в Куйбышевском районе, то задачей власти будет обеспечить его право на выбор медицинского учреждения. «Но сразу возникают вопросы: каким образом врач будет ездить к пациенту на вызов и кто будет финансировать возникающие затраты?», – сказал Виктор Мокшин.
Спорным является и право на выбор медицинского учреждения при плановой госпитализации. Так, пациент с заболеванием сердца выберет скорее всего областной кардиологический диспансер. Но возможности одной больницы не безграничны, и она просто не сможет вместить всех желающих. «Из-за очередей сроки госпитализаций тоже могут растянуться. Поэтому мы предлагаем выбор медучреждения делать по согласованию с лечащим врачом и обязательно оформлять направление. Не совсем понятен выбор больницы и в случае экстренной госпитализации. Скорой придется говорить, куда везти?», – недоумевает Виктор Мокшин.
Исполнительный директор ТФОМС подчеркнул, что любое радикальное изменение ведет за собой расходы. «Наши средства в фонде – это пока федеральная собственность. А с 1 июля мы переходим на субъектовый уровень», – отметил Виктор Мокшин. Виктор Савельев уточнил, что в законе указано, что к функциям муниципалитета относится создание условий для оказания медицинской помощи: «Отсутствие четких определений терминов «создание условий» и «организация медицинской помощи» может привести к снижению качества оказания помощи». Весь объем полномочий в итоге принадлежит субъекту.
Внимание чиновников привлек и тот факт, что в законопроекте сократился срок, на который лечащий врач может выдавать больничный лист. Решение о продлении листка нетрудоспособности на больший срок будет принимать врачебная комиссия медучреждения.