По новым образовательным стандартам выпускник медицинского вуза сможет приступить к профессиональной деятельности сразу после окончания учебы. Пока же для того, чтобы оформиться на работу в больницу или поликлинику, бывший студент должен пройти интернатуру как минимум, то есть получить послевузовское образование. Естественно, чтобы такое нововведение осуществилось, необходимо кардинально менять программу подготовки кадров, а точнее – ее практическую часть, связанную с медицинской деятельностью.
Новая кадровая политика стала основной темой заседания Координационного совета по послевузовскому и дополнительному профессиональному образованию специалистов здравоохранения Уральского федерального округа, которое вчера прошло в Тюменской государственной медицинской академии и собрало более 60 участников субъектов УрФО – ректоров и проректоров медицинских вузов и руководителей территориальных органов управления здравоохранения, представителей Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
«Главная цель мероприятия – обсудить готовность специалистов к новым условиям. Кадровая политика в этом играет решающую роль», – заявил ректор ТюмГМА Эдуард Кашуба. «Идеология современного образования меняется, в нем будет усилена практическая подготовка, чтобы выпускники медицинского вуза сразу после окончания учебного заведения могли работать на должностях, связанных с оказанием первичной медицинской помощи, – высказался на заседании ректор Челябинской медицинской академии Илья Долгушин. – Существенно изменится и послевузовская подготовка – через четыре или шесть лет, время пока не определено точно, не будет интернатуры. Послевузовская подготовка ляжет на плечи только ординатуре, причем ее продолжительность окажется не одинаковой по различным специальностям. Конечно, значительные изменения произойдут и в дополнительном образовании».
Когда принималось решение о модернизации здравоохранения, кадровая составляющая там не была прописана, но вполне очевидно, что можно все что угодно отремонтировать и построить, оснастить самым современным оборудованием, использовать самые передовые технологии, перейти на стандарт оказания помощи, но без кадров, подготовленных соответствующим образом, все эти вложенные в медицину сотни миллиардов рублей будут потрачены неэффективно.
«Всегда считалось, что наш главный принцип – подготовка врача у постели больного. И это огромное благо. Но на самом деле задачи, которые сейчас, в связи с модернизацией здравоохранения стоят перед нами, заставляют, да и позволяют задуматься о том, что нам что-то надо изменить. Мы должны стать единомышленниками в этом вопросе», – считает начальник отдела послевузовского и дополнительного образования Департамента образования и развития кадровых ресурсов Минздравсоцразвития России Александр Пивоваров.
До 2013 года субъектам предстоит освоить 473 миллиарда рублей, выделенных на модернизацию здравоохранения, а с учетом того, что это только федеральные деньги, сумму можно умножить на два. Пациенту это даст многое – увеличение объемов медицинской помощи, ее доступность и качество, высокие технологии. Но чтобы все это эффективно реализовать, нужны новые подготовленные кадры, другое поколение врачей. «Подготовку мы должны вести на конкретные рабочие места. Возврата к государственному распределению не будет, надо искать другие механизмы. С этого учебного года вводятся новые образовательные стандарты по всем направлениям подготовки, цель которых – обеспечить готовность выпускника к профессиональной деятельности непосредственно после окончания вуза. Сейчас, по закону, выпускник такого права не имеет», – говорит Александр Пивоваров.
Обеспеченность врачами в УрФО за год стала чуть лучше, но все равно несколько ниже, чем в целом по РФ. И готовить тех, кто изначально не будет востребован, неправильно. За время реализации национального проекта «Здоровье» были обучены около 55 тысяч врачей. Начинали с подготовки первичного звена – участковые врачи, врачи общей практики, терапевты и педиатры, потом готовили врачей для центров здоровья, сейчас в рамках нацпроекта продолжается реализация трех программ – сосудистая программа, дорожная травма, онкология. И плюс повышение квалификации офтальмологов для центров здоровья, психиатров-наркологов, неонатологов по вопросам профилактики.
«Последипломная подготовка медицинских кадров всецело ориентирована на решение тех проблем, которые стоят сегодня перед здравоохранением. И обсуждение вопросов взаимодействия департаментов здравоохранения и медицинских вузов на Координационном cовете, мы надеемся, позволит внести даже некоторые изменения в учебные планы», – говорит проректор по последипломному образованию Тюменской государственной медицинской академии Надежда Бреднева.