Минздравсоцразвития России утвердило порядок выбора медицинских учреждений: теперь при смене поликлиники пациентам в обязательном порядке придется писать заявление о прикреплении. В некоторые самарские поликлиники потенциальные пациенты заявления уже приносят десятками, из них одобряется лишь малая часть, так как налицо нехватка медперсонала. Кроме того, в программе ОМС участвуют 56 частных клиник, но в реальности медицинские услуги предоставляют только около тридцати из них.
Приказ Минздравсоцразвития №406н от 26.04.2012 года «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» опубликовали СМИ. Прописаны в приказе и действия, которые обязаны предпринять по заявлению медицинские учреждения, а также четкие сроки принятия решения по нему.
Для того чтобы встать на учет в выбранной поликлинике, пациент должен написать заявление на имя ее руководителя, а также предъявить паспорт или свидетельство о рождении и полис ОМС. С вступлением в силу нового закона положительные моменты данного нововведения на себе ощутили жители, которые не проживают по месту прописки, так как можно закрепиться за тем учреждением, на территории которого проживаешь фактически.
Прежде чем окончательно определиться с выбором медучреждения, пациентам рекомендуется ознакомиться с перечнем врачей поликлиники и количеством граждан, выбравших указанных медицинских работников. Однако решение о постановке на учет остается за администрацией ЛПУ. Его руководство примет только после проверки указанных пациентом сведений и письменного уведомления медучреждения, к которому он был прикреплен на момент подачи заявления. Делать это, кстати, будут сотрудники поликлиники, так что пациентам беготни добавиться не должно. Другое дело, что не все поликлиники сегодня готовы принять новых пациентов.
В условиях дефицита персонала некоторые поликлиники пока принимают заявления о прикреплении только от тех пациентов, которые фактически проживают на их территории. По закону у каждого врача должно быть не больше 1500 пациентов. Поэтому из большого количества поданных заявлений в итоге одобряются только 15-20%.
«По нормативу на врача-специалиста приходится 1700 пациентов. Иначе будет страдать качество медицинской помощи. Если человек приходит из совсем другого района, мы стараемся понять его мотивы, и есть ли смысл в этом, так как может возникнуть трудность с активным посещением на дому. В каждом таком случае нужно подходить индивидуально», – говорит главный врач городской поликлиники №4 Наталья Виктор.
Кстати, согласно документу, пациенты теперь имеют право выбрать не только поликлинику, но и стационар, в котором собираются проходить плановое лечение. Остановиться можно на любом ЛПУ, которые участвуют в реализации территориальной программы госгарантий бесплатной медпомощи, а предоставить пациенту этот список должен лечащий врач. Если же пациента увозят в больницу на скорой, то этот выбор ограничится теми учреждениями, в которые дежурная машина успеет доставить пациента в установленное нормативами доставки пациента время.
В этом году из 189 медицинских организаций, участвующих в программе обязательного медицинского страхования, 56 – это частные клиники. Их них 22 частных центра пока не оказывают населению медицинские услуги в рамках ОМС. Эта проблема также обсуждалась на круглом столе по частной медицине, который организовал портал 63.ru.
Проанализировав ситуацию, мы можем сказать, что частным клиникам работать по ОМС интересно только по отдельным отраслям, рассказал ответственный секретарь Первой общероссийской ассоциации врачей частной практики Алексей Самошкин: «В разных регионах эти отрасли разные. Пока почти все выбирают выжидательную позицию».
Причина в том, что при оказании услуг в рамках ОМС клиники в итоге могут рассчитывать только на 10 процентов прибыли. Другой аспект – это общая неудовлетворенность уровнем медицинской помощи в России.
«В России 96 процентов жителей не удовлетворены качеством медицинской помощи. Медицинская наука не может быть померена только деньгами. Пациент может быть вылечен по всем стандартам, но он все равно напишет жалобы и больше в больницу не придет. Потому что 90 процентов успеха – это врачебное служение, симбиоз «врач, больной и его болезнь». Если мы не вернемся к тому пониманию качества медицинской помощи, которое было 20-30 лет назад, что это не просто комплекс услуг, это нечто большее, до тех пор у нас не будет удовлетворенности медицинской помощью», – считает директор Лечебно-диагностического центра иммунологии и аллергологии Владимир Солянов.