Любой пациент в стационаре по закону имеет право пригласить к себе священнослужителя. В России разработали типовой проект договора о сотрудничестве между медицинскими и религиозными организаторами. В то же время в Самарской области подобные документы работают уже с 2002 года.
В прошлом году председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон обращался к тогдашнему руководителю Минздравсоцравития Татьяне Голиковой. Он просил дать официальные разъяснения о праве священнослужителей посещать социальные и медицинские учреждения, в том числе отделения реанимации. Письмо председателя было вызвано рядом случаев, когда руководство больниц не разрешало доступ священнослужителей к пациентам. По сути, подобными отказами чинятся препятствия для осуществления права свободы совести и вероисповеданий, хотя статья 30 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» ясно говорит, что пациент имеет право на допуск к нему священнослужителя, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения. Министр в письме выразила своё мнение по данному поводу, сказав, что «отказ администрации лечебных учреждений в допуске священнослужителей к пациенту противоречит не только нормам закона, но и нормам морали – это очень важно для многих пациентов, так что это вопрос не только медицинского права, но и медицинской этики».
Тот же Синодальный отдел разработал проект типового договора о сотрудничестве для медицинского учреждения и местной религиозной организации. Документ направили в министерство, в ответном письме Татьяна Голикова сообщила, что после согласования проект будет рекомендован подведомственным учреждениям, а в случае, если первый опыт будет успешным, то договор будет рекомендован и в субъектах РФ. Видимо, как раз теперь бумага и увидела свет. Об этом стало известно из заявления статс-секретаря – заместителя министра здравоохранения РФ Сергея Вельмяйкина. Новый документ сделает доступной для больных и их родственников возможность совершить религиозный обряд.
В стационарах Самарской области препятствий для осуществления религиозных обрядов нет. Сотрудничество местной системы здравоохранения и Православной церкви документально закреплено уже давно: с 2002 года. При некоторых лечебных учреждениях области существуют храмы: в областном клиническом онкологическом диспансере, на территории областной больницы Калинина, в областном клиническом госпитале ветеранов войн, в других больницах функционируют комнаты молитвы. Если пациент изъявит желание, к нему может прийти священник ближайшего храма. Не всегда, правда, по медицинским показаниям разрешён доступ к тяжелобольным.
Руководитель медицинского отдела Самарской метрополии Русской православной церкви протоиерей Андрей Рузянов рассказал, что сотрудничество церкви и медицины в Самарской области на этом не заканчивается. «Наше здоровье является отражением состояния духа. Если человек ведёт неподобающий, безнравственный образ жизни, это непременно отразится и на его самочувствии. Говорим с людьми о пагубных зависимостях – алкогольной, никотиновой. Приглашаем учёных из других областей, слово которых имеет вес. В нашу обязанность входит также работа со студентами-медиками. Мы духовно просвещаем будущих врачей и медсестёр, рассказываем, что такое человеческая душа», – сказал Андрей Рузянов.
На территории губернии живут не только православные, но и представители других религий. Как у них налажено взаимодействие с больницами? Как рассказали в объединённой комиссии Духовного управления мусульман Самарской области, в некоторых больницах имеются молельные комнаты для правоверных пациентов. Тот, кто способен передвигаться, может самостоятельно отправиться в это помещение, находящиеся в тяжёлом состоянии могут пригласить имама к себе. Священнослужителей пропускают не только во время часов приёма посетителей, правда, не всегда дают доступ в реанимацию. Муфтий Самарской области Талип хазрат Яруллин говорит, что для мусульман важно умереть с верой: «Считается, что человек, уходящий в вечность со словами веры на устах, попадает в рай. Но если нет возможности пригласить имама, родственники, которые в состоянии читать Коран и произносить молитвы Всевышнему, могут это сделать».
Не только священнослужители могут помогать пациентам, находящимся в тяжёлом положении. Чувствуя побуждение, верующие сами участвуют в психологической и духовной помощи тяжелобольным. Так, медсёстры Саша К. и Ольга В. (имена по их просьбе изменены. – Прим. авт.) уже немало лет посещают пациентов отделения гнойной хирургии больницы имени Пирогова. Женщины после работы отправляются в палаты, беседуют с людьми, рассказывают о Боге. «Ольга работает здесь уже давно, руководство пускает нас по устной договорённости. Каждый раз находится человек, который задумается о душе, о своей жизни, покается, решит начать новую жизнь после выздоровления. У нас нередко бывали ситуации, когда беседуешь с человеком, находящимся в реанимации, он ещё будучи в памяти произносит молитву покаяния, отдаёт своё сердце Богу, а через полчаса его тело под белой простынёй вывозят – умер. Испытываешь большую радость, когда удаётся послужить людям, отрадно, что они уходят в вечность с молитвой на устах», – сказала Саша К.
Пожалуй, ближе всего к вере люди находятся на пороге критического состояния. Для некоторых пациентов душеспасительные беседы со священником или человеком, который может оказать духовное попечение, это последняя надежда перед финальной чертой земной жизни. Отрадно, что религиозные организации смогут официально функционировать на территориях медучреждений. Важно, чтобы эта законодательно разрешённая возможность работала по-настоящему, позволяя гражданам осуществлять своё право на свободу совести и вероисповедания.
Фото: Фото с сайта Аksobor.ru