С 1 января 2013 года все муниципальные медучреждения в Самаре перешли в госсобственность. Чиновники считают, что смена собственника поможет сделать контроль качества медпомощи более прозрачным, однако рядовым пациентам такие реформы малопонятны. Люди опасаются, не станет ли бесплатная медпомощь недоступной?
На уровне федерального Министерства здравоохранения разговоры о том, что все медицинские учреждения должны иметь единого собственника, идут уже несколько лет. Чиновники посчитали, что если все больницы будут подчиняться напрямую профильным региональным министерствам, это позволит сделать финансирование учреждений и контроль качества медуслуги более эффективными.
Ранее собственником медучреждений были муниципалитеты, поэтому содержание зданий, коммунальные услуги и текущий ремонт оплачивались из местных бюджетов. А вот деньги на зарплаты персонала, медикаменты, питание, мягкий инвентарь приходили из фонда обязательного медицинского страхования. Такое многоканальное финансирование вносило путаницу по статьям расходов и было непрозрачным: главврач не мог управлять средствами по своему усмотрению в соответствии с внутренней ситуацией. Кроме этого, в структуре администрации каждого муниципалитета для управления сферой здравоохранения были созданы департаменты и управления, что создавало еще одну чиновничью прослойку в управлении больницами.
В 2012 году все желающие регионы могли взять так называемый «переходный период», чтобы подготовиться к новому управлению больницами. По этому пути пошла и Самарская область. Переходный год был потрачен на приведение в порядок всей необходимой документации. Дело в том, что в некоторых больницах имущество и земля не были оформлены должным образом, в бюджете министерства требовалось предусмотреть необходимые средства для содержания лечебных учреждений. Однако ряд учреждений смог сменить собственника еще в октябре 2012 года – станции скорой помощи в четырех городах, а также 18 зубных поликлиник по всей губернии.
С 1 января 2013 года все муниципальные медицинские учреждения стали государственными. Теперь муниципалитеты не могут тратить свою казну на содержание лечебных учреждений, упразднены местные кабинеты управления здравоохранением, а главврачи стали напрямую подчиняться министерству. Финансирование всех статей расходов в больницах происходит из средств фонда обязательного медицинского страхования, однако эти деньги учреждение должно заработать, выполняя услуги по оказанию медпомощи населению. Средства в бюджете больницы стали оборотными, то есть главврач сможет потратить эти деньги на те статьи расходов, которые срочно этого требуют.
У простых граждан больше всего сомнений вызывает одноканальный принцип финансирования медпомощи, ведь теперь все расходные обязательства легли на плечи одного бюджета – фонда ОМС. Самарцы опасаются, не увеличатся ли очереди к узким специалистам, а также на сдачу анализов и на инструментальную диагностику, если денежных средств будет не хватать. Медицинский персонал, в свою очередь, волнует вопрос заработных плат: сохранят ли им все надбавки, которые были до этого? Дело в том, что муниципалитеты теперь не могут делать доплаты, которые ранее выплачивали медикам по своему усмотрению. Так, например, в Сызрани доплачивали медсестрам детсадов, в Самаре – инфекционистам, в Тольятти – реаниматологам. Были и другие выплаты: врачи в поликлиниках получали деньги за диспансеризацию работающего населения и подростков. Кроме этого, в программе модернизации здравоохранения сворачивается направление по выплате надбавок врачам некоторых специальностей.
Однако чиновники считают, что от такого перехода выиграют и больницы, и врачи, и пациенты. Так, например, советник министра здравоохранения по вопросам обязательного медицинского страхования Эдуард Билеко уверен, что с нормативами оказания медуслуг все больницы справятся: «Дело в том, что необходимые нормативы в Самарской области высчитываются уже на протяжении десяти лет, поэтому известно, какое должно быть задание для каждого учреждения. Кроме этого, качество оказания услуг будет оцениваться по стандарту, так что больницы будут заинтересованы в привлечении пациентов и высоком качестве помощи. Что касается платных услуг в больницах, они также будут контролироваться с учетом интересов, в первую очередь, пациентов. Теперь врач не сможет осуществлять прием больных за плату в том же кабинете, где принимаются пациенты бесплатно», – рассказал советник министра.
В свою очередь, комментируя вопрос по одноканальному финансированию, директор территориального фонда обязательного медицинского страхования Виктор Мокшин пояснил, что бюджет фонда увеличен на 40% и составляет 19 миллиардов рублей: «Сейчас работодатель отчисляет в фонд ОМС не 3% от фонда оплаты труда, а 5%, поэтому в бюджете появилось семь миллиардов рублей дополнительно. За счет этого мы постараемся сохранить все доплаты, которые медики получали на местах, а также увеличить среднюю зарплату врачей на 34% по сравнению со средней по региону», – сказал Виктор Мокшин.
Говоря о переходе собственности, министр здравоохранения Самарской области Геннадий Гридасов отметил, что во всех медучреждениях в течение первых месяцев 2013 года будут проведены проверки, которые покажут эффективность работы нынешнего управляющего состава в больницах: «Мы не считаем необходимым разбрасываться кадрами, но если по результатам аудита будет установлено, что неэффективно расходуются средства, будем делать выводы. Смены будут происходить не по принципу преданности или влияния конкретного человека, а по принципу эффективности его работы. Однако в ротациях должна быть логика, кадровая чехарда не идет на пользу», – резюмировал министр.
Действительно ли пациенты и персонал выиграют от нововведений, сможет показать только время. А пока рядовым посетителям поликлиник, врачам и медсестрам остается только надеяться на то, что экономика в стране будет развиваться благополучно и предприятия будут делать необходимые взносы, так что фонд ОМС сможет выполнить все взятые на себя обязательства.
Фото: Фото с сайта Thaimir.ru.