Молодой человек по имени Дмитрий в течение месяца пытался вылечить свою сломанную челюсть в медучреждениях Самары. Однако врачи перенаправляли пациента из одной больницы в другую. Помощь была оказана после того, как мужчина написал жалобы в прокуратуру, минздрав и страховую компанию.
На форуме портала 63.ru в разделе «Здоровье» пользователь, представившийся Дмитрием, подробно описал, как он лечил свою сломанную челюсть. Его история мало похожа на историю болезни, а больше на сложный квест с нудным сюжетом, где для достижения цели от героя требуется не только настойчивость, но и терпение в хождении по кругу.
В конце августа прошлого года около одного из торговых центров Дмитрий получил травму, скорая помощь доставила его в больницу имени Пирогова. Здесь медики диагностировали сотрясение головного мозга, открытый перелом нижней челюсти со смещением отломков, перелом костей носа. Спустя четыре дня после госпитализации молодому человеку провел операцию челюстно-лицевой хирург. Дмитрию поставили две титановых пластины, за которые он заплатил 25 тысяч рублей, а 21 сентября выписали. Дмитрий вспоминает, что он пожаловался на свищ с гноем под зубом на месте перелома своему лечащему врачу, на что доктор сказал, что «это пройдет само».
Но само не прошло, свищ все увеличивался. 1 октября Дмитрий снова обратился к оперировавшему его хирургу. Тот снова ответил, что все в порядке, просто нужно депульпировать зуб. Молодой человек отправился в стоматологическую поликлинику по месту жительства. Там его осмотрел хирург, сделав снимок зуба, и поставил диагноз «хронический посттравматический остеомиелит нижней челюсти справа». В стоматологии ему дали направление в больницу имени Калинина. «Я поехал туда, – пишет Дмитрий. – Там меня не приняли, так как был не их день принятия пациентов, и направили в Клиники Самарского государственного медицинского университета. Там меня осмотрела врач и направила снова в стоматологическую поликлинику для депульпирования зуба на месте перелома (даже не сделав снимки челюсти)», – вспоминает пациент.
На следующий день молодой человек снова приехал в стоматологическую поликлинику, где зуб депульпировали. Но, как выяснилось, это было лишним – зуб оказался без гноя, однако в больнице попросили прийти еще раз 5 октября для дальнейшего лечения. В назначенное время пациент снова посетил стоматолога, изменений в зубе не оказалось, его снова направили в больницу имени Калинина на госпитализацию с диагнозом «острый хронический травматический остеомиелит нижней челюсти справа». На другой день он поехал в отделение челюстно-лицевой хирургии областной больницы: «Там меня осмотрел дежурный врач челюстно-лицевой хирург. Сказал, что с этим можно жить, и подтвердил диагноз, поставленный в стоматологической поликлинике». Врач также добавил, что Дмитрию предстоит операция по устранению остеомиелита нижней челюсти, возможно, с удалением титановой пластины. Очередь на бесплатную операцию по плану подходила только к 19 марта 2013 года. Однако высокая температура, большой отек правой стороны лица, шатающаяся челюсть в месте перелома и сочащийся гной красноречиво свидетельствовали, что ждать так долго опасно. Дмитрий написал письменные заявления в прокуратуру, министерство здравоохранения Самарской области и в свою страховую компанию. Заверенные копии жалоб «помогли» получить больничный в стоматологии до 12 октября.
Написанные жалобы возымели свое действие и помогли переломить ситуацию, которая стала похожа на замкнутый круг. 9 октября Дмитрию позвонил врач-эксперт из страховой компании и сообщил, что его жалоба находится на рассмотрении, а также проинформировал, что через два дня его ожидает на прием заместитель главного врача больницы имени Калинина. После этого Дмитрия осмотрел заведующий отделением челюстно-лицевой хирургии, доктор сказал, что как только молодой человек сдаст в своей поликлинике все необходимые анализы, он сразу должен прийти для госпитализации.
В этот же день Дмитрий принялся проходить все необходимые исследования. Пантомограмма в стоматологической поликлинике обошлась в 590 рублей. В медсанчасти, к которой приписан Дмитрий, выдали талоны для сдачи анализов. Правда, из-за того, что некоторые результаты пришлось долго ожидать, молодой человек прибег к услугам частной лаборатории. Таким образом, 17 октября Дмитрий должен был получить все результаты и отправляться на операцию, но больничный истекал 12 октября. Боль из-за не сросшегося перелома мешала Дмитрию работать, хирург в стоматологической поликлинике закрыл листок нетрудоспособности и направил пациента для открытия нового больничного в медсанчасть. Однако дежурный врач отказалась открывать больничный, сославшись на то, что челюсти и зубы – не профиль терапевтов, и снова отправила к стоматологам...
Операцию Дмитрию все-таки сделали в октябре. Как вспоминает Дмитрий, «никакого остеомиелита там не было,оказывается просто не сросся перелом, так как на его месте оставили зуб и не наложили шинирование после остеосинтеза в Пироговке».
История Дмитрия заинтересовала других читателей форума на портале 63.ru, вызвав их отклик. Вот что пишет форумчанка Забава Калинка: «Уже давно пришла к выводу, что лучше бы уж страна перешла на платную медицину, как на западе. А так выходит, что достаточно большие суммы на работника платит предприятие в медицинский фонд, а получить медицинские услуги на эти деньги, если и получается, то с большим трудом, потратив кучу времени и нервов», – пишет Забава Калинка.
Медицинский адвокат Лиги защитников пациентов Алексей Афонин рассказал, что каждый пациент может жаловаться в свою страховую компанию: «Компания, в которой пациент застрахован, должна разобраться, если возникли сложности с получением помощи. Если же проблема связана с внутренней ситуацией в больнице, то здесь поможет местное руководство – заведующий, главврач», – резюмировал юрист. Алексей Афонин также добавил, что жалобы в госорганы обязательно будут рассмотрены, но мгновенных результатов ждать не следует.
Сложно представить, как человек с болью в сломанной челюсти мог проделывать все эти «путешествия». Возможно, если бы заболевание Дмитрия не доставляло ему столько неудобств, то и не стал бы он ходить от кабинета до кабинета, от одного учреждения к другому по всему городу, давно махнув рукой. Не дано простому смертному знать внутренние распорядки работы медучреждений, а также кто и где должен выписать больничный, если, как видно, и самим медикам это далеко не всегда известно. Может быть, люди просто не хотят сталкиваться с бюрократической машиной оказания медицинской помощи, поэтому самолечение получает такое широкое распространение среди рядовых самарцев.
Названия некоторых лечебных учреждений, частных компаний, а также имена и фамилии врачей из этических соображений не упоминаются.
Мнение авторов на форуме 63.ru может не совпадать с мнением редакции.
Фото: Фото с сайта Gazeta.ru