В России может появиться список плохих врачей. С подобной инициативой выступили эксперты правительства РФ. По их мнению, список позволит исключить из профессии работников, которые себя дискредитировали, и тем самым поможет уберечь пациентов от недобросовестных медиков.
Идею о создании федерального регистра медицинских и фармацевтических работников озвучил премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительства. По его мнению, регистр позволит местным и федеральным властям четко оценить ситуацию с дефицитом врачей, спрогнозировать потребность в тех или иных специалистах и устранить дисбаланс в распределении медработников между поликлиникой и стационаром.
Как выяснилось, это предложение не ново, а минздрав давно занимается разработкой подобного регистра. Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова пояснила, что сейчас информационно-аналитическая система практически готова к использованию – она содержит информацию о квалификации и компетенции каждого российского врача. Кроме того, учитывается возрастной и половой состав медицинских работников в каждом конкретном регионе.
«Фактически формируется единый образовательно-кадровый континуум, позволяющий готовить кадры по прогнозным и реальным потребностям каждого субъекта РФ», – пояснила Вероника Скворцова.
Однако участники заседания посчитали подобные меры неполными и предложили расширить функционал регистра. В частности, прозвучало предложение о создании своеобразного черного списка медработников, которым смогут пользоваться руководители медорганизаций при приеме специалиста на работу. По мнению экспертов, особенно это поможет в тех случаях, когда врач, заслужив себе дурную репутацию, переезжает в другой регион и вновь устраивается там на работу по специальности.
По данным министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой, на 1 января 2013 года в России работают 743 тысяч врачей и один миллион 419 тысяч средних медицинских работников. С 2016 года предусматривается переход на систему аккредитации медработников с выдачей индивидуальных листов допуска к конкретным видам медицинской деятельности. Первую аккредитацию будут проходить выпускники вузов для работы по трем базовым врачебным специальностям – участкового терапевта, участкового педиатра и общего стоматолога. Подготовка специалистов по остальным 96 врачебным специальностям будет происходить в ординатуре, продолжительность которой составит от двух до пяти лет в зависимости от специальности, а также в ходе дополнительного профессионального образования.При этом у многих возникают сомнения относительно критериев, на основании которых фамилии медиков планируют вносить в черный список. «В данном случае все вопросы, с моей точки зрения, сводятся к одному: «А судьи кто?» Кто, на основании каких критериев (а они могут быть только юридически обоснованными) будет решать, кому именно быть в этом черном списке? Существующая в настоящее время правовая база, регулирующая вопросы организации здравоохранения, крайне противоречива. Складывается странная с точки зрения юридической правомочности ситуация. Если врач «прославился» настолько, что нежелательно, чтобы он вообще практиковал, то уже возникает вопрос о профессиональной компетентности. Что, в свою очередь, влечет за собой лишение права работать врачом, лишение лицензии, врачебной квалификации и т. п. на юридическом уровне. В таком случае, какую юридическую силу имеют эти списки? И где гарантия, что в них, например, по ошибке или из-за сбоя в системе, или из-за атаки мстительного хакера не попадет фамилия уважаемого врача», – отметила заместитель главного врача по лечебной и клинико-экспертной работе многопрофильной клиники «Альфа – Центр Здоровья» Ольга Песнева.
Член комитета по здравоохранению, демографии и социальной политике Самарской губернской думы Алексей Лескин считает, что полезнее было бы сообщить о врачах, добросовестно исполняющих свои обязанности. «Если человек совершил какую-либо ошибку, это еще не означает, что его нужно включить в черный список. Если же медик работает так, что у него за спиной собственное кладбище, то здесь нужно лишать дипломов и заводить уголовное дело, так как он занимается вредительством. Возникает вопрос о законности формирования каких бы то ни было списков, так как там будут присутствовать персональные данные гражданина. Идея, может быть, и благая, но слишком много встает законодательных препон. Если подобный список все-таки будет создан, на мой взгляд, он должен быть доступен не только руководителям медицинских организаций, но и обычным пациентам. Конечно, лучше рекламировать людей, которые прекрасно работают, чтобы очереди выстраивались к высококлассным специалистам, у которых светлая голова и золотые руки», – прокомментировал Алексей Лескин.
Фото: Фото с сайта Novostey.com