Депутаты Самарской губернской думы направят в правительство РФ поправки в законопроект о запрете абортов без медицинских показаний за счет средств обязательного медицинского страхования. Прения о проекте не прекращаются. Одни считают аборт узаконенным убийством. Другие – что прекращать финансирование нельзя. Меньше абортов не станет, наоборот, будут производиться подпольные операции с печальными последствиями.
В августе 2013 года депутат Самарской губернской думы Дмитрий Сивиркин предложил запретить финансирование операций по прерыванию беременности за счет бюджетных средств. Исключение предполагалось сделать «в случае их производства исключительно по медицинским показаниям и при неотвратимой угрозе жизни женщины». «Я, как верующий человек, не хочу оплачивать чужие грехи», – заявлял народный избранник. Инициатива не касается тех норм законодательства, которые дают женщине право на бесплатный аборт в случае совершения над ней насилия. Несовершеннолетние также смогут получить право на бесплатный аборт.
17 октября комитет по здравоохранению, демографии и социальной политике Губдумы поддержал инициативу Сивиркина.
По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире выполняется примерно 46 миллионов искусственных абортов, что составляет 22% от числа наблюдавшихся беременностей.12 ноября депутаты внесли на рассмотрение нижней палаты российского парламента свой законопроект. Они мотивировали важность поправки тем, что перечисляя страховые взносы по системе обязательного медицинского страхования, «страховщики не по своей воле становятся соучастниками производства искусственных абортов, что в огромной степени оскорбляет чувства значительной части верующих людей». Глава комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Калашников тогда заявил, что парламентарии могут поддержать законопроект о запрете бесплатных абортов, так как он направлен на экономию бюджетных средств, при этом сам он высказывался об инициативе отрицательно. Однако Госдума, несмотря на опасения некоторых экспертов, не стала рассматривать этот самарский законопроект «по техническим причинам» – не было положенного в этом случае заключения правительства РФ – и вернула его в Самару. Законопроект снова обсудили на заседании профильного комитета губернской думы 21 января 2014 года. Члены комитета большинством голосов высказались «за» инициативу, но безоговорочно ее не поддержав.
Ситуации в жизни бывают разные, считает ректор СамГМУ, депутат Губдумы Геннадий Котельников: «С одной стороны, для правительства выгодно, все-таки финансовая экономия, с другой – если говорить про женщин, это может случиться с каждой. Никто не скажет, что аборты – это хорошо. Просто ограничительные меры неэффективны, здесь нужен целый комплекс мер. Запреты, как правило, не действуют», – высказал свое мнение медик.
Председатель комитета по здравоохранению Самарской губдумы и главный врач городской больницы №5 Тольятти Николай Ренц отметил, что в последние годы количество абортов сократилось. «Неоднозначный законопроект. Надо признать, что есть ряд цивилизованных стран, в которых прерывание беременности без медицинских показаний ограничено. Но в этом случае нет и не может быть однозначного мнения».
Причины абортов:
40 % – по желанию женщины;
25% – по жизненным показаниям;
23% – по социальным показаниям;
12% – по медицинским показаниям.
Сократить количество абортов могут психологические консультации, на развитие которых в Самарской области в 2014 году должно быть выделено 15 миллионов рублей, полагает депутат областного парламента Михаил Матвеев. «Я считаю, что важность законопроекта в том, что он поднял эту гигантскую для России проблему. В странах, где активно применяется доабортное консультирование, количество прерываний беременности сокращается на 10-15%. То есть в Самаре мы можем сохранить две-три тысячи жизней».
Медики считают инициативу неоднозначной: те, у кого есть деньги, и так делают аборты в частных клиниках, а эта программа касается малоимущих. Они просто пойдут на криминальные аборты.
По действующему закону сейчас операции искусственного прерывания беременности в РФ регламентируются законодательством об охране здоровья граждан. Операция проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям – при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласия женщины – независимо от срока беременности. То есть искусственно прервать беременность имеет право каждая женщина.
Эксперты предполагают, что если самарский законопроект будет принят Госдумой, то это может стать поводом для ожесточенных баталий в обществе.
Фото: Фото с сайта Ann.az.ru