Самарским пациентам позволят снимать врачей на видео при любом медицинском вмешательстве. Врачи – с согласия пациента – также смогут производить видеосъемку операции. Содержание записи будет считаться врачебной тайной. Нововведение даст возможность пациентам и врачам получить неопровержимое документальное подтверждение того, как происходил процесс лечения.
В России на сегодняшний день нет официальной статистики, которая могла бы показать реальные масштабы врачебных ошибок. Определить вину врача в полной мере не представляется возможным из-за несовершенства действующего законодательства. По российским законам медики не обязаны никуда сообщать о допущенных ими ошибках, которые привели к тяжелым последствиям. В 2013 году Министерство здравоохранения представило законопроект об обязательном страховании пациентов от врачебных ошибок. Но в нем четко не разделялись несчастные случаи, произошедшие с пациентами из-за халатности медиков, и те ситуации, когда доктор невольно совершил ошибку, при этом сделав все возможное для пациента. Законопроект был отправлен на доработку, но новая редакция пока не готова.
Письмо в поддержку нового законопроекта с сайта депутата Валерия Селезнева от 54-летней Ольги Харитоновой: «Я всецело поддерживаю это своевременное и очень актуальное предложение. Самое дорогое, что мы имеем, это наше здоровье. Порой мы безгранично верим и доверяем себя врачам. Но при этом никак не защищены от ошибок и непрофессиональных действий. А несоблюдение санитарных норм при обслуживании порой просто приводит в ужас! Говоря о вопросах качества медицинского обслуживания, хочется заручиться альтернативной поддержкой. Возможно, на первом этапе введения обязательных условий повсеместной установки видеокамер возникнут трудности. Поэтому наряду с решением этого вопроса можно также поставить вопрос об использовании личных видеокамер».
В январе 2014 годадепутат от фракции ЛДПР Валерий Селезнев предложил внести поправки в федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Их суть в том, чтобы пациенты получили право снимать врачей на видео в ходе любого медицинского вмешательства. Медики также смогут снимать процесс операции или любой процедуры, но только с согласия пациента. Содержание видеозаписи будет считаться врачебной тайной. «В силу разных обстоятельств, как объективных, так и субъективных, врачами совершается немало медицинских ошибок, следствием которых становится причинение вреда жизни и здоровью человека», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Врачебные вмешательства смогут фиксировать с помощью видеокамеры как врачи, так и пациенты. К вмешательствам, уточняют авторы законопроекта в пояснительной записке, относятся как сложные операции, так и менее радикальные процедуры. Цель инициативы – защитить интересы пациентов и врачей.
Однако медики сомневаются, что видеосъемка не будет отвлекать их от работы. По словам врача-хирурга Александра Соловьева, во многих клиниках проведение операций уже давно фиксируется на видео: «Сейчас согласия пациента на это не требуется. А в новом законопроекте оговаривается, что запись операции может производиться только с письменного согласия пациента».
Читатели, привлеченные к обсуждению этой проблемы, едины во мнении, что законодательная инициатива Селезнева поможетдоказать вину врача.Пользователь Олег Ник. считает размещение в операционных и кабинетах врачей видеокамер вполне обоснованным: «А чем врачи особеннее, например, сотрудников ГИБДД? В обоих случаях часто нужны документированные доказательства действий, от которых может зависеть жизнь и здоровье граждан. Тотальное недоверие здесь ни при чем. Видеонаблюдение в данном случае только дисциплинирует и в какой-то мере ограничивает преступления или незаконные действия. Если у нас видеокамеры стоят почти на каждом углу, то их распространение (кроме частной жизни) надо только приветствовать».
С ним согласнажительница Самары Ольга Вишнякова: «Два года назад мне делали операцию на мениске и как медику – я медицинская сестра – разрешили наблюдать за ходом операции на экране. Мне сделали местную анестезию, поэтому я «присутствовала» во время операции. С одной стороны, было интересно, с другой – я видела, что операция проводится как надо».
Однако пациент-немедик вряд ли поймет, правильно ли ему делают операцию. Но законопроект, по замыслу авторов идеи, создан для того, чтобы облегчить работу экспертам в случае, если пациенту будет причинен вред. В то же время видеозапись может защитить врача – если во время лечебной манипуляции он все делал правильно, но пациент тем не менее погиб.
По словам уполномоченного по правам человека в Самарской области Ирины Скуповой,не будучи медиком доказать наличие врачебной ошибки крайне сложно.
Главный внештатный оториноларинголог минздрава Самарской области, заведующий кафедрой оториноларингологии СамГМУ Андрей Мирошниченко: «Проект этого закона давно обсуждается в медицинских кругах. Как и многие наши законы, этот предложили люди как минимум некомпетентные. Этот закон приведет к усилению недоверия к медикам. Следующий этап – ассистировать хирургу, который оперирует твоего родственника, последующий – провести хирургическое вмешательство родственнику, и в конце – «Не доверяю никому – оперировать буду себя сам»! Это, конечно, гипербола. Если серьезно, трудно представить механизмы реализации этого закона. Простой пример: в дилерских автосервисах есть возможность присутствовать при ремонте и обслуживании автомобиля, для этого выдают спецодежду и каску, смотри сколько хочешь, задавай вопросы, но это не спасает от ошибок слесарей. В операционной находится сторонний наблюдатель или камера пишет, это сильно закрепостит работу. Медработники далеко не ангелы, есть свой сленг, свои жесты, свои эмоции, которые очень трудно объяснить стороннему наблюдателю. Кроме того, в операционной иногда обсуждаются производственные вопросы, знание которых не обязательно для сторонних ушей. Почему нужно контролировать медработников, надо контролировать всех: родственники и подельники могли бы присутствовать на допросах подозреваемых, контролировать, как сталевар выливает сталь, строитель строит. Если этот закон будет принят, это будет очередным «достижением» нашего государства, очередным шагом в сторону демократизации, то есть вседозволенности».
Фото: Фото с сайта Shimkent.info