Волею случая занесло меня недавно в одну из самарских поликлиник. Я вообще не очень-то люблю медицинские учреждения. Не сочтите брюзгой, но находиться в них мне противно. И это происходит не только из-за больных людей.
Все мы знаем, что поход к врачу сопряжен с кучей неприятных моментов начиная от сотрудниц регистратуры, от «ласковых» ответов которых иногда волосы встают дыбом, до жутких очередей и их озлобленных участников. С врачами все зависит от удачи: одни и приветливы, и профессиональны, другие — ни то, ни другое. Но хуже всего, когда медик к тебе полностью безразличен. К сожалению, мне довелось столкнуться со всеми этими проблемами. Как оказалось, в этом я не одинока. Обсуждая с родственниками, друзьями и знакомыми качество самарской медицины, я оказалась приятно и неприятно удивлена. Откуда же такой контраст?
Регистратура — клоака невежества?
Александра Кривова родилась в Сызрани 24 июля 1988 года. Окончила Самарский государственный университет по специальности «журналистика». В СМИ работает с 2010 года.
Первое, с чем нам приходится иметь дело в поликлинике, это, конечно же, регистратура. Сотрудникам этого отдела приходится нелегко. Десятки людей ежедневно мучают их своими вопросами, чихами, кашлями, бумажками. Понятно, факторов-раздражителей в работе этих сотрудников предостаточно, но от того, что они порой выдают пациентам, волосы встают дыбом.
Например, мне как гражданке, не имеющей самарской прописки (прописана я в Сызрани, что тоже в Самарской области), пришлось столкнуться с отказом в прикреплении к поликлинике по месту жительства. Пришла, значит, я в поликлинику, а мне в регистратуре и говорят: «Мы, мол, не можем вас прикрепить к поликлинике, у вас прописка не та». В ответ на мои возражения поступила порция хамства, благо без мата: «Да вы уже достали!», «Идите туда, где вам это сказали», «Да что вам надо-то вообще!» Скандалить я не люблю, а вот сотруднице регистратуры, как оказалось, это очень даже по душе. В общем, плюнула я на это и ушла.
Вернулась через пару дней, и случилось чудо! Другая сотрудница поведала мне, что, оказывается, я могу стать пациентом поликлиники, рядом с которой проживаю, не имея самарской прописки. Милая женщина все мне объяснила и удивилась поведению своей коллеги, но немного наигранно. Видимо, не только пациентам та дама портит настроение.
Очереди: чих-пых и остервенение
Учитывая, что в поликлинику я пришла совершенно здоровой, исключительно для того, чтобы встать на учет, ожидание в очереди в смотровой кабинет для меня оказалось настоящим испытанием. Коридоры полны чихающих людей (заболеваемость ОРВИ ведь растет), все нервничают, хотят побыстрее попасть в кабинет врача. Да еще и заядлые посетительницы поликлиник — бабушки, кажется, просканировали каждого встречного и обсудили каждую деталь их внешнего вида. Пока я ожидала врача, в их очередь вклинился некий мужчина.
«Мне только спросить», — выпалил он и ворвался в кабинет терапевта. Тут уж и говорить не стоит, что произошло с бабушками. Ярость, ненависть, остервенение читались в их лицах. Только они собрались обсуждать негодника, как того из кабинета-то выгнали. Увидев жертву воочию, бабушки ухмыльнулись, и понеслось. Спор мужчина поддержал, так что все находящиеся в поликлинике стали свидетелями ярой перепалки. Похожую картину можно было наблюдать и около некоторых соседних кабинетов.
Возникла мысль: «Когда же закончится этот дурдом???» Видимо, электронные записи, которые, к слову, не везде и не всегда работают, не помогают. Талончики — вообще беда! Уже приходя в поликлинику, люди находятся на грани. Достаточно лишь появления человека, выкрикивающего: «Я только спросить», как молодые и престарелые сатанеют. Но тут уж сами врачи ничего поделать не могут…
Кадры: все или ничего!
Собственно, проблема очередей возникает из-за довольно неудобного режима работы врачей, а главное — из-за нехватки персонала. Известно, что зарплата у медиков невысокая, а значит, большинство из них работают за идею. Но поведение некоторых врачей наводит на один вопрос: за какую такую идею они работают, если демонстрируют полную некомпетентность?
Мой друг недавно наткнулся на одного такого специалиста. У него периодически возникают серьезные проблемы с давлением. Ему стало плохо, и он направился в ближайшую поликлинику. Попал к дежурному врачу, описал свои симптомы, та прописала кучу лекарств и, конечно же, направила к терапевту. Каково же было удивление моего друга, когда этот специалист спросила его: «Зачем вам все это выписали?» Ну, он и говорит: «У меня низкое давление. Вот эти лекарства, чтобы решить данную проблему. Вот эти, чтобы на печень они негативно не влияли. Вот эти, чтобы почкам помочь справиться с препаратами». А врач ему: «С чего вы взяли, что у вас с давлением проблемы?» Тот довод, что пациент измерил свое давление с помощью специального прибора и, собственно, не в первый раз столкнулся с этой проблемой, медика не убедил. Но и анализы она никакие не назначила. В общем, прием ничем не завершился. Врач просто назначила следующий.
Какую помощь оказала пациенту этот врач? Да никакую! Вот такое претенциозное безразличие и вынуждает людей идти в частные клиники, где все-таки внимательнее относятся к пациентам, или же, если денег нет, заниматься самолечением, что чревато осложнениями. Расстраивает еще и то, что многие будущие врачи игнорируют процесс обучения. Я об этом знаю не понаслышке, так как не одно утро провела вместе со студентами-медиками в маршрутке по пути на работу (он пролегал мимо одного из корпусов медуниверситета). Да, некоторые учащиеся весьма усердны и зубрят виды тканей головного мозга даже во время поездки. Но некоторые… Некоторые вовсе учиться не хотят. «Да ладно, спишу», «Как-нибудь сдам», «Да что я глупая что ли учить эту ерунду», вот такие фразы довелось мне слышать от студентов медуниверситета. Понятно, что эти молодые люди, по сути, ничем не отличаются от студентов-филологов, но все же им предстоит спасать жизни, а если они не будут обладать необходимыми знаниями, может получиться обратный эффект.
И все же мне хотелось бы надеяться на лучшее. Хочется, чтобы врачи с удовольствием и гордостью ходили на работу, чтобы им было в радость помочь человеку снова стать здоровым, чтобы статус их наконец-то вырос. Ведь они действительно делают великое дело.
Мой отец, к примеру, благодаря адекватности и отзывчивости своего врача, довольно быстро смог попасть на довольно серьезную и дорогостоящую операцию на позвоночнике. Ему платить за нее не пришлось, и теперь он снова может приступить к работе.
Моей матери посчастливилось проходить лечение у отличного молодого врача, который работает в больнице, расположенной на окраине Сызрани. Разве он получает огромную зарплату? Нет, просто ответственно относится к своей работе.
Значит есть еще светила в медицине Самарской области. На таких специалистов наши власти и должны делать ставки. При этом чиновникам от медицины нужно внимательнее относиться к жалобам пациентов. Ведь большинство проблем закоренели настолько, что создается ощущение, будто их решением никто не занимается. Нам же нужно просто отучиться воспринимать эти проблемы как должное, а задавать вопросы и разбираться в ситуации.