Потратить на визит к врачу 20–30 минут? Получить талон к специалисту с первого раза? Фантастика? А вот и нет. В Самаре начала работать первая "бережливая поликлиника". Мы выяснили, чем она отличается от обычной.
Реконструкцию отделения городской медсанчасти № 2 закончили буквально на днях, 26 ноября. Располагается оно на улице Свободы, 77 и обслуживает около 30 000 человек.
В Самарской области в проекте «Бережливая поликлиника» участвует 30 медучреждений. Его суть: ремонт и оптимизация работы врачей с помощью современного оборудования, создание комфортной обстановки для пациентов.
Возле гардероба — удобные оранжевые диванчики. Легко раздеться, одеться. Можно присесть, положить сумку. Сдаём куртки и не можем поверить своим глазам: гардеробщица улыбается!
— Не забудьте надеть бахилы, — говорит она с улыбкой.
Где же бахилы? Их выдают посетителям? Нет. Они продаются в автомате по 5 рублей. «Делая покупку, вы помогаете детям», — утешает нас красочная надпись.
На стенке — электронное табло с расписанием работы врачей. Это одно из нововведений.
— Такое расписание есть в каждой поликлинике, но в бумажном виде. Это неудобно. Регистраторам было сложно обновлять информацию. А с электронным экраном всё просто: изменил в компьютере две строчки, и готово, — рассказывает главный врач Самарской МСЧ 2 Промышленного района Людмила Чекулдаева.
Следующий этап посещения поликлиники, конечно же, регистратура.
— Нередко пациенты медучреждений жалуются именно на неё, — рассказывает Людмила Чекулдаева. — Тому есть объективные причины. В регистратуру не дозвонишься, потому что сотрудник должен одновременно регистрировать пациентов, отвечать на звонки и ещё искать карточки. Неудивительно, что у него не хватает времени на всё! Мы изменили систему. Всего за Самарской МСЧ № 2 закреплено 80 тысяч человек. Их принимают в шести отделениях, расположенных недалеко друг от друга. Это как шесть маленьких поликлиник. Мы создали единый диспетчерский центр на все отделения. Три человека отвечают на звонки. По каждой из поликлиник они видят, когда у врача свободное время. Могут проконсультировать больного и записать его к любому специалисту в любое из шести отделений.
Единый телефон регистратуры МСЧ № 2 Промышленного района: 234-08-29.
Таким образом, эту нагрузку — отвечать на звонки — с регистраторов МСЧ-2 сняли. А ещё появился специальный сотрудник, который ищет карточки больных и относит их врачу. Саму картотеку тоже оптимизировали. Это отдельное хранилище с удобными металлическими стойками.
Сама регистратура после ремонта выглядит иначе: нет стекла и крошечных окошек, отделяющих пациента от всемогущего медработника. Между ними — только стойка высотой по пояс.
— Так коммуникация между посетителями и персоналом складывается легче, — говорит Людмила Чекулдаева. — Поначалу не все наши сотрудники были «за». Они говорили: стекло придумали не зря, ведь в поликлинику приходят люди с разными болезнями, от них можно заразиться. Тогда мы установили аппарат, который дезинфицирует воздух в помещении, обезопасив сотрудников.
Ещё одно нововведение в поликлинике — инфоматы. Их два. Один позволяет самостоятельно записаться к врачу. Второй выдаёт талончики: «В регистратуру», «За рецептом», «На физпроцедуры».
Похоже, что визит в медучреждение, и правда, стал проще. Например, придя за рецептом, пациент может вообще не подходить к регистратуре. Он нажимает «Рецепты» на инфомате, берёт талон и с ним идёт к дежурному врачу.
А что думают об этом сами пациенты?
— Я просто так сюда пришла, полюбоваться! — неожиданно заявила первая «больная». — Смотрю, какой ремонт красивый сделали.
— А вот эти электронные штуки? Вы понимаете что-нибудь в них? — показали мы на инфоматы.
— Я? Нет пока, — честно призналась женщина.
— Всё мы понимаем, это инфоматы! — вмешалась другая пенсионерка. — Здесь вот девочки стоят: кому что непонятно, они всё показывают. Вот, например, я ходила сегодня на физпроцедуры. Такой хороший кабинет — красивый ремонт, приятная музыка! Просто релакс!
Мужчина возле стойки регистратуры оказался того же мнения.
— Всё замечательно! Придёшь — тебя разденут, разуют, обуют! — и пациент сам начал смеяться своей же шутке.
Реализация проекта «Бережливая поликлиника» началась в регионе с 2017 года. Каждая поликлиника разработала и представила свой вариант реконструкции. Наиболее удачными признали 13 проектов, прошедших публичное обсуждение. Этим учреждениям выделили 63 миллиона рублей из областного бюджета на реализацию концепции.
— Всё изменилось. Стало красиво. Нам удобно работать, мы теперь не бегаем в коридор вызывать больных. Человек приходит, пробивает талончик, спокойно садится и ждёт. Инфомат сам его объявляет. А раньше? «Марья Ивановна, ваша очередь!» — кричала я на весь коридор. Да ещё и по нескольку раз. А теперь электронный голос говорит: «Пациент Ф-35, пройдите в такой-то кабинет». Очередей почти нет, — рассказывает медсестра по физиотерапии Валентина Тимошина.
Бумажной работы не прибавилось, уверяют врачи. Всё происходит в компьютере. Компьютеры поставили новые, быстрые. Работать — одно удовольствие.
— Также у нас появилась эргономичная мебель. Вот, например, удобное кресло на колёсиках. Я могу подъехать к шкафчику, взять нужные бумаги, даже не вставая, — рассказала Людмила Чекулдаева. — Столы у нас теперь не простые: они сконструированы таким образом, чтобы на них не накапливались лишние бумаги.
Ещё одно современное требование к медучреждениям — наличие доступа для людей с ограниченными возможностями. В «бережливой поликлинике № 1» — красивое кирпичное крыльцо. Приделать туда пандус затруднительно. Поэтому въезд для инвалидных колясок сделали около другого входа — со двора.
Главные новости Самары в формате фото и видео — в нашем Instagram.