Решить проблему плохого зрения самарцы могут в течение одного дня. Чуть больше потребуется, если случай близорукости, дальнозоркости или астигматизма — особенный. Главное — определить подходящий вариант коррекции зрения. Что делать, когда у пациента непереносимость очков, и какой хирургический метод работает там, где не поможет даже лазер? Об этом рассказал врач-офтальмолог с 30-летним стажем, заведующий отделением офтальмологии и микрохирургии глаза клиники «Медгард» Евгений Спиридонов.
— Евгений Анатольевич, какие методы коррекции зрения сейчас актуальны?
— Востребованы все существующие варианты. Во-первых, консервативные методы — очки, контактные линзы, в том числе ночные. Во-вторых, хирургические — всем известная лазерная коррекция зрения, и реже для коррекции зрения применяют внутриглазные вмешательства. Например, имплантация дополнительного искусственного хрусталика или замена собственного.
— Очки — первые в списке. Это самый оптимальный вариант?
— Очки — это первая линия обороны. Есть всего несколько условий, при которых этот способ коррекции зрения не рекомендуется. Например, если у пациента разница между глазами более 1,5–2 диоптрий. Это анизометропия. Также очки не подойдут представителям отдельных профессий: спасатели не могут носить их под противогазом, водолазы — под плавательной маской, а из-за бликов при прямом свете они не подходят актерам и телеведущим. В остальном очки может использовать практически любой человек с малых лет и до глубокой старости.
— Они обязательно должны быть изготовлены на заказ?
— Можно купить и уже готовые очки. Но их производят по среднестатистическим параметрам — с межцентровым расстоянием в 62–64–66 миллиметров и сферическими линзами одинаковой оптической силы и не рассчитанными на коррекцию астигматизма. Так что они подойдут только тем, кто пользуется очками время от времени или имеет «подходящие» параметры глаза. Это может быть даже самая простая пара с лотка в переходе за 200 рублей — я сам такими пользуюсь, чтобы, к примеру, быстро пробежаться глазами по какому-то документу или меню в кафе. Но этот вариант может не подойти для постоянного длительного применения.
Поэтому, если речь идет про использование очков в течение дня, лучше заказать очки по индивидуальным параметрам глаза. Неправильно подобранная оптика в таком случае может спровоцировать излишнее напряжение, что влечет за собой повышенную утомляемость, покраснение глаз, головные боли, синдром сухого глаза и другие неприятные симптомы.
— Когда альтернативой очкам становятся контактные линзы?
— Например, когда у пациента непереносимость очков. Это связано с особенностями строения лицевого скелета: оправа неудобно садится, давит и натирает, с разницей в диоптриях между глазами. Также линзы выбирают те, кто не хочет носить очки по эстетическим соображениям.
— Как их правильно подобрать?
— Для начала нужно обратиться к оптометристу. Он посоветует, какие именно линзы подойдут, ведь важно учитывать состояние глаз пациента в тот или иной момент. Если, к примеру, наблюдается синдром сухого глаза, линзы могут его обострить еще больше. Также стоит исключить использование линз во время инфекционных заболеваний и проконсультироваться со специалистом, если вы постоянно пользуетесь глазными каплями или склонны к аллергии.
— Что такое ночные линзы и чем они отличаются от дневных?
— Как следует из названия, эти линзы необходимо надевать на ночь. Они имеют такой дизайн поверхности, который моделирует эффект операции — меняет кривизну роговицы прямо во время сна. Это изменение компенсирует имеющуюся близорукость. Но существуют определённые требования к такой коррекции: это миопия, как правило, до 6 диоптрий, отсутствие выраженного астигматизма и время сна не менее 6–7 часов.
— Когда оптимальным способом коррекция становится лазер?
— Когда пациент с близорукостью, дальнозоркостью или астигматизмом не хочет пользоваться консервативными способами, желает получить быстрый и долговременный результат, а также достаточно молод — оптимально от 18 до 35 лет. Плюс лазерной коррекции в том, что у нее мало противопоказаний. Это глаукома, катаракта, заболевания роговицы и сетчатки, а также период беременности. При этом она не требует долгой реабилитации. Например, «лоскутная» методика по технологии FemtoLASIK позволяет восстановить зрение менее чем за сутки. Однако она не всегда подходит пациентам с тонкой роговицей. Тогда лоскутную методику можно заменить на фоторефракционную кератэктомию в модификации MAGEK. Она позволяет провести «шлифовку» на поверхности роговицы, а зрение после нее полностью восстанавливается за 1–2 недели. Если же близорукость прогрессирует, то от любого хирургического метода коррекции стоит воздержаться до полной стабилизации процесса.
Все три способа доступны в офтальмологическом отделении клиники «Медгард». Мы стараемся помочь пациенту при любых обстоятельствах.
— В вашей практике были «безнадежные» случаи?
— Был случай, когда к нам обратилась 26-летняя женщина с очень сложной оптикой. У нее одновременно были большой астигматизм, дальнозоркость и тонкая роговица. Пациентка побывала в нескольких клиниках. Но везде на просьбу провести лазерную коррекцию получала только отказ без альтернативного решения. Мы в «Медгарде» подошли к проблеме с другой стороны — предложили сменить технологию и решили поставленную задачу через замену хрусталика.
Еще один интересный пример — коррекция зрения у пациентки с диабетом. Женщине тоже отказали в ряде медучреждений, сославшись на то, что болезнь является абсолютным противопоказанием к операции. Но она обратилась в «Медгард». Мы изучили множество современных научных статей и пришли к выводу, что можем провести лазерную коррекцию, несмотря на имеющийся у пациентки недуг. Правда, оперировали глаза с промежутком в неделю, чтобы проанализировать особенности заживления и восстановления зрения между операциями. Иными словами, главное — захотеть, и мир заиграет новыми красками.