Санавиация Самарской области получила новый импульс для развития. В конце августа 2020 года медики в рамках нацпроекта «Здравоохранение» получили возможность использовать специальный вертолет. Работу санавиации на воздушном транспорте в регионе возобновили впервые за 37 лет при поддержке губернатора Самарской области Дмитрия Азарова. С помощью вертолета специалисты оперативно могут добраться в любую точку региона. Об особенностях работы в новое время рассказал заместитель заведующего отделением санавиации, врач — анестезиолог-реаниматолог Анвар Демурчиев.
Из Самары в Сызрань за полчаса
Вертолет — это один из способов транспортировки тяжелобольного пациента в медучреждение. Чаще всего воздушное судно используют тогда, когда счет у врачей идет на минуты.
— Предположим, что больной находится в Безенчуке. По дорогам туда ехать от полутора до двух часов. Чтобы довезти его до Тольятти, нужно потратить еще столько же. А на вертолете — 30–40 минут. Это от погоды и ветра зависит. Но берем только тяжелых больных, — пояснил Анвар Демурчиев.
Похожая ситуация складывается с пациентами, которые находятся в Сызрани. На автомобиле с учетом пробок дорога до этого населенного пункта занимает 2,5–3 часа. Затем больного могут доставить или в Тольятти, или в Самару, а это еще 2–2,5 часа пути. На вертолете же время сокращается в несколько раз — до получаса.
— Всё это время мы находимся с пациентом. Оказываем ему первую помощь, и не только. Здесь есть все необходимые препараты и оборудование, которое позволяет поддерживать состояние больного. При необходимости можем провести переливание крови или подключить к аппарату искусственной вентиляции легких (ИВЛ), — рассказал анестезиолог-реаниматолог.
По словам Анвара Демурчиева, не всех пациентов можно транспортировать по воздуху. Например, от перепада давления состояние больных с черепно-мозговыми травмами может только ухудшиться. Также во время полета очень сложно проводить интубацию.
Интубация — введение эндотрахеальной трубки в трахею для обеспечения проходимости дыхательных путей. Чаще всего используется для проведения ИВЛ.
«Только на телеге не возили»
Анвар Демурчиев работает в санавиации Самарской области больше 18 лет. До этого он несколько лет служил в Узбекистане, в Бухаре.
— Когда я начинал, у нас были «Волги», «Нивы», «Газели». Теперь же — современные машины, мини-реанимации класса С. А вот с повозками к пациентами не едем, не получилось как-то, — шутит медик.
Ежегодно врачи санавиации принимают около 2000 вызовов. Спектр пациентов, которым оказывают помощь, очень широкий — от банальных отравлений до сложных переломов, политравм или даже спасения недоношенных младенцев.
— В штате есть акушеры-гинекологи, сосудистые хирурги, травматологи, нейрохирурги, торакальные хирурги, которые занимаются патологиями легких и органов дыхания. Кроме них в бригаду входят детские хирурги, детские анестезиологи-реаниматологи, детские нейрохирурги. Они работают с детьми до 16 лет. Всего около 200 человек, — пояснил Анвар Демурчиев.
По его словам, вертолет открыл для санавиации новые возможности. Их удалось ощутить в полную силу только в условиях пандемии.
— У нас появилась масштабность. Мы можем вылететь из больницы Середавина в Сызрань, забрать пациента, отвезти в Тольятти или Самару. А можем отправиться и в другие районы. Например, в Приволжье уже вылетали акушер-гинеколог и сосудистый хирург, — рассказал медик.
«Садимся прямо на кукурузное поле»
В Самаре врачи санавиации пользуются взлетно-посадочной площадкой, расположенной у стадиона «Самара Арена». Открытые площадки есть и в других районах губернии. Например, в Сызрани и Нефтегорске — на стадионе, а в Тольятти — на кукурузном поле.
После погрузки пациента его отправляют в ближайшую больницу, в которой окажут помощь по профилю.
Итоговая точка госпитализации зависит от маршрутизации, утвержденной Минздравом области.