В Самаре провели операцию маленькому ребенку по редкому случаю. В областной больнице имени Середавина годовалой Софии Назаровой удалили опухоль, которая распространилась на всю шею. Новообразование обнаружили, когда девочке было всего полгода.
— Это чисто случайно заметил мой муж. Он играл с ней и вдруг увидел бугорок. Сначала мы поехали в районную больницу, проверились, обследовались. Нам назначили лечение, оно не помогло. Мы поехали в больницу Середавина, нам сделали КТ и сразу определили, что это такое, — рассказала мама малышки Екатерина.
Как объяснил заведующий отделением челюстно-лицевой хирургии больницы Середавина Александр Серегин, у ребенка было врожденное образование лимфангиома на боковой поверхности шеи. Опухоль прилежала к основанию черепа и распространялась на всю длину шеи, доходя до ключиц.
— Это новообразование относится к врожденным опухолям, которые появляются в результате порочного развития плода. Если поражаются кровеносные сосуды, то появляется гемангиома, если поражаются лимфатические сосуды, то формируется лимфангиома. Но они не всегда выявляются при рождении, некоторые опухоли проявляются в течение нескольких месяцев или года. Но родители заметили эту опухоль в возрасте полугода, когда она начала расти, — пояснил доктор.
По словам медика, это было достаточно обширное образование, и при обследовании специалисты обнаружили, что в толще опухоли проходили крупные сосуды. В первую очередь, это сонная артерия, которая питает головной мозг, все ткани на лице и черепе. И также была обнаружена расширенная вена, которая забирает кровь из головного мозга. Поэтому операция в этом месте вызывала у врачей серьезные опасения, ведь при повреждении сосудов было возможно нарушение кровоснабжения головного мозга или оттока крови от мозга.
— Ребенок иногда не мог есть, потому что это новообразование также сдавило пищевод. Если бы мы ничего не делали, то опухоль продолжила бы расти, она могла пережать сосуды, что привело бы к нарушению кровоснабжения. Могла произойти деформация позвоночника, поскольку опухоль давила бы на него. К тому же лимфангиомы иногда могут нагнаиваться, воспаляться. Тогда нам сначала пришлось бы удалить гнойный очаг и потом оперировать дальше, но уже в более неудобных условиях, — рассказал заведующий.
Операция шла 2,5 часа. Врачи обнаружили, что в толще опухоли проходил блуждающий нерв, который связан с сердцем, диафрагмой, гортанью. Поэтому перед медиками также стояла задача сохранить ребенку голос и речь, не повлиять на другие органы.
— Это один из уникальных случаев, такие операции проводят достаточно редко. В нашей практике это третий или четвертый случай за последние 10–15 лет. Это была очень кропотливая работа. Сейчас ребенок уже полностью восстановился, кушает, пьет, гуляет. Мама абсолютно довольна, — сообщил Александр Серегин.
По словам врача, такие обширные опухоли встречаются достаточно редко, и раньше их оперировали в основном в федеральных центрах.
— Теперь малышка будет жить, как и все обычные дети. Во время операции мы наложили косметический шов. После операции проводилась реабилитация. Сейчас ребенок уже будет заниматься с логопедом, чтобы реабилитировать речь, — рассказал Александр Серегин.
— Всю операцию я стояла в коридоре. Потом вышел Александр Сергеевич и сказал, что все хорошо, сосуды сохранили, опухоль всю удалили. Она сутки пробыла в реанимации. Но я постоянно звонила и спрашивала, как она. На следующий день мне ее принесли. Через неделю нас отправили на дневной стационар. Пока мы под наблюдением специалиста, — сказала мать.
После операции у маленькой Софии остался шов, идущий от левого уха. Плюс над левым глазом осталась припухлость, но, по словам Александра Серегина, это должно в скором времени пройти. Через месяц девочка пройдет контрольную КТ.
— Дай бог, чтобы это все больше не повторилось. Она, конечно, еще маленькая, но у нее уже чуть-чуть поменялось настроение. Все-таки такой стресс, — рассказала Екатерина Назарова.