Здоровье Персона недели интервью «Есть понятие — немедленно»: интервью о работе скорой помощи в Самаре

«Есть понятие — немедленно»: интервью о работе скорой помощи в Самаре

Об особенностях рассказал заведующий отделом контроля оказания медпомощи Станислав Глазков

Станислав Глазков контролирует качество оказания помощи врачами скорой
Источник:

За какое время скорая помощь должна доехать до пациента? На какие категории врачи делят обращения граждан? Что нужно сообщать во время звонка диспетчеру? На эти и другие вопросы 63.RU ответил заведующий отделом контроля качества оказания медицинской помощи «Самарской станции медицинской помощи» Станислав Глазков.

«Есть День жестянщика, а у нас — День травматолога»


— Последние 2 года в регионе бушует коронавирус. Условия работы врачей скорой изменились в условиях пандемии?

— Существенно увеличилось количество вызовов инфекционного профиля. Если раньше их было, в зависимости от сезона, 10–15%, то в первые месяцы количество обращений выросло в разы. Вплоть до половины. Это дало повышенную нагрузку на скорую, на поликлиники. И первое время было сложно определить, чем болеет пациент. А ведь никто не отменял и «стандартные» заболевания.

«В первое время пандемии пациенты нервничали и волновались»
Источник:

Естественно, что пациенты нервничали, волновались. Возникла проблема психоэмоционального давления на врачей. Но и им тоже не просто было работать. В стационаре медик переоделся, поработал в красной зоне, вышел. На скорой иначе. Переодеваться надо в машине. Летом в СИЗах жарко, были перегревы. А зимой холодно. Теплые вещи же снимать приходится.

Сейчас таких обращений меньше, но всё равно больше допандемийных времен. Если учитывать течение заболевания, то всё было обосновано. Коронавирус ведет за собой осложнения, вплоть до пневмоний и летальных исходов.

— Соответственно, и бригады пришлось делить на «инфекционные» и «неинфекционные». Сейчас же это деление сохранилось?

— Стоит понимать, что все бригады оснащены одинаковым набором медикаментов и аппаратуры. Но у некоторых есть более широкие возможности, навыки и компетенции. То есть «инфекционная» бригада может отработать и вызов по неинфекционному профилю. Но если они заметили, что у пациента есть симптомы заболевания, то тут уже и средства индивидуальной защиты применяют. А экспресс-тесты есть во всех бригадах. Это нужно при госпитализации пациента. Чтобы не везти пациента в «чистый» стационар, делают тест.

«Все бригады оснащены одинаковым набором медикаментов и аппаратуры»
Источник:

Такое же деление применимо и к другим узким бригадам. В реанимобиле есть те же препараты, что и у линейной бригады, но еще и те, что необходимы врачу-реаниматологу. Например, дефибриллятор немного другой. У психиатрической же бригады с собой препараты, которые влияют на нервную систему. И матерчатые ленты для фиксации пациентов.

— А есть ли взаимосвязь между временем года и обращениями в скорую?

— Конечно же есть. Летом чаще бывают вызовы, связанные с воздействием высоких температур. Это перегревы, солнечные удары, в основном у детей. ДТП чаще происходят. Еще для лета характерны инфекционные заболевания, так как люди потребляют больше фруктов, овощей с огородов. Еще летом немало вызовов на водоемы города. Зимой же обморожения, травмы от падения сосулек. Особенно в демисезон. Когда люди адаптируются к одной температуре, а потом резко меняется, то сразу увеличивается количество травм. Знаете, у автомобилистов есть «День жестянщика», а у нас — «День травматолога». В травмпункты кто-то сам обращается, а те, кто не могут передвигаться, обращаются в скорую.

«В начале пандемии пациенты нервничали, волновались и давили на врачей. Но и им тоже непросто было работать»

— А какие еще сложности бывают?

— Своеобразное поведение пациентов. Но это небольшой процент. И это чаще не сами больные, а их родственники. Причем нередко в состоянии алкогольного опьянения. Самому же пациенту плохо и не до ссор с врачом.

— Часто встречаю рассказы от врачей скорой, что некоторые пациенты настоятельно требуют надевать бахилы. Вы встречались с таким поведением?

— Бывают. И наши бригады имеют бахилы, их закупают и выдают. Но до начала пандемии их ношение не было обязательным. Сами понимаете, экстренная служба, и не всегда есть возможность их надеть. Сейчас же они обязательны. Чтобы не выносить или не занести инфекцию. А в СИЗах бахилы матерчатые сразу идут.

«Есть такое слово — немедленно»


— Норматив выезда врачей на вызов не изменился?

— Нет, всё те же 20 минут для экстренных вызовов. Что понимается под экстренным вызовом? Когда есть угроза жизни человека. Потеря сознания, судороги, ДТП, отравления, желудочно-кишечные кровотечения, массивные кровотечения с угрозой для жизни, инсульты, инфаркты, острый коронарный синдром. Даже вызов на улицу тоже считается экстренным.

Чтобы понять, какой вызов, экстренный или неотложный, оператор опрашивает пациента. Он узнает о его состоянии, жалобах, и что могло привести к такому положению. Лекарства, которые он принимает, какие помогали снимать симптомы ранее. Неотложные вызовы поликлиника может отработать, но днем. Ночью — уже мы.

Сотрудники скорой — это не только врачи, но и операторы
Источник:

— Сколько времени уходит от звонка до выезда?

— В нормативах такого времени нет. Есть понятие «немедленно». 30–40 секунд — идеально. Экстренный вызов объявляют, говорят, что срочный. Зимой до 4 минут бригада от подстанции выезжает, летом быстрее. Надо еще учитывать дороги, трафик, и не всегда пропускают машины с мигалками. Особенно на дорогах с разделением (Московское шоссе после проспекта Кирова). Иногда не летим, а пробираемся.

Но сейчас водители стали спокойнее относиться, пропускают по возможности, даже в плотных рядах. Со дворами, особенно зимой, сложнее. В конфликте же всегда 2 стороны. У каждой свой интерес. Не всегда получаются врачу доехать. «Газели» же большие, и во дворах проехать трудно, особенно в колее. Сотрудники забирают оборудование и уходят из машины, а машина должна быть около подъезда. И нередко бывают «качели», и конфликты и скандалы возникают, кто кому мешает, кто кого ждать должен. Но есть и с пониманием люди, которые нормально относятся. Стычки бывают, к сожалению. 5–6 жалоб за зимний период. Летом проще, нет колеи как минимум.

«Норматива по времени выезда нет. Есть понятие "немедленно"»

«Не хватает высшего командного состава»


— Сколько сотрудников сейчас на самарской станции скорой помощи?

— Если учитывать как немедицинский, так и медицинский персонал, то около 1600 человек. Из них 115 врачей.

У нас, если можно так выразиться, есть нехватка «высшего командного состава». И речь идет в первую очередь о врачах скорой помощи, педиатрах. Мы принимаем людей, готовим, помогаем с ординатурой. Но те ресурсы финансовые, которые вложены в сотрудника, потом необходимо отработать.

Я считаю, что работа на скорой — для молодых. Пока у них горят глаза. Они учатся принимать решения, причем делать это быстро. И к тому же здоровье у них получше. Что такое работа на скорой? Это высокие эмоциональные и физические нагрузки. К тому же большую часть дня проводишь в машине, а это вибрация и возможные проблемы с позвоночником. Плюс переноска тяжестей.

В разгар пандемии к нам устроили очень много студентов старших курсов СамГМУ и колледжа Ляпиной. Мы привлекали учащихся к работе первичного звена, все они были трудоустроены. Это необходимо с точки зрения закона. Если они заболели, то получали соответствующие выплаты и были защищены по закону. Некоторые до сих пор работают в итоге. По предварительным подсчетам, каждый год к нам на работу устраивается 20–30 учащихся. Сюда еще стоит включить учащихся целевого направления с кафедры реаниматологии и анестезиологии, которые сразу после обучения идут к нам. В прошлом году таких было трое. Направление пользуется популярностью. После 6-го курса, в ординатуре студенты приходят к нам.

Всего же совмещают работу и учебу около трети сотрудников. Причем речь идет не только о будущих врачах. Есть и штатные сотрудники, которые так делают. Например, фельдшер после училища может поступить в вуз, чтобы получить образование по направлению.

«Я считаю, что работа на скорой — для молодых. Пока у них горят глаза. Они учатся принимать решения, причем делать это быстро»

— Может быть, будущих медиков скорой отпугивает зарплата. Сколько сейчас зарабатывает врач в вашем медучреждении?

— Если смотреть на ставку, то около 55–56 тысяч рублей ежемесячно. И это без учета ковидных выплат. Есть еще специалисты, которые работают в сельской местности, в Кинельском, Красноярском и Волжском районах. У них идет еще надбавка 15%. К тому же многие врачи работают больше ставки.

Надо учитывать график работы. Есть определенное количество дней, которые медик должен отработать. Кто-то просит раздельный график. То есть сутки поделили напополам: 12 часов днем в один день и ночную смену — в другой. Но это, в основном, уже возрастные сотрудники просят.

И не у всех предусмотрен ранний выход на пенсию. У анестезиологов-реаниматологов — да. У них год работы за полтора считается. У медиков скорой такого нет. Но есть определенный стаж, и после него предполагается выход на пенсию. Если не ошибаюсь, он равен 25 годам. Стоит учитывать, что некоторые студенты колледжей учились на фельдшеров и устраивались на работу в скорую. И у них уже шел стаж.

«Машин больше, чем бригад»


— Вы упоминали, что большую часть времени сотрудники скорой проводят в машине. Как сейчас оснащен парк? Какие автомобили получила городская станция после заключения контракта на аутсорс?

— Сейчас у нас 130 машин. И это не только «Газели», но и Lada Largus. Они нужны для обеспечения работы транспортных бригад. В помощь первичному звену. Чаще всего на них перевозят пациентов с подозрением на коронавирус в амбулаторно-диагностические центры на КТ. Они не предусмотрены для экстренной работы и работают с заявками от поликлиник.

Lada Largus — новое приобретение самарской скорой
Источник:

А по условиям аутсорса мы получили 60 новых автомобилей. Часть пришла на замену старым машинам, которые списали. Другие передали в другие подстанции города или отдаленных районов.

Подрядчик нам передал автомобили со всей необходимой аппаратурой. И это была разовая передача 60 машин. И потом, в течение двух лет несколько новых транспортных средств получили. «Газели NEXT» и как раз 15 Largus.

— И сколько машин выпускают на линию ежедневно?

— Около 100. Но не надо думать, что столько же бригад. Бригад чуть поменьше, около 80. Остальные — это Largus для транспортных служб. Остальные машины в запасе. На случай поломки, выхода из строя или других непредвиденных обстоятельств.

«К сожалению, запоминается плохое»


— Как вы пришли в профессию?

— Банально — взял и пришел. В 1998 году окончил СамГМУ, клиническую ординатуру по направлению «терапия». Во время учебы работал в стационаре. Но понял, что относительно однообразная работа — не мое. Тяжело давалось. И была возможность пойти работать на скорую, переобучили, и с 1998 года работаю на скорой. Сначала был на Кировской подстанции, в выездной бригаде, до 2007 года. Потом рекомендовали и пригласили перейти на центральную станцию старшим врачом, потом был заведующим на центральной подстанции. А в 2011 году стал заведующим отделом контроля качества оказания скорой помощи.

Источник:

— Что входит в ваши обязанности?

— Мы смотрим, наблюдаем, проверяем качество оказания помощи нашими сотрудниками, ищем ошибки, выявляем их. Прорабатываем потом проблемные места со старшими врачами, а они — уже с подчиненными. Объем информации большой. Мы — контролирующий орган по выполнению стандартов медпомощи, вырабатываем рекомендации, помогаем исправить ошибки. Один и тот же сотрудник может делать ошибку одну и ту же. Видимо, пробел в обучении. Разбираем еще жалобы от граждан. Участвуем в разборах оказания медпомощи в других лечебных учреждениях. Бывают клинические разборы, в том числе и летальных исходов. Также мы проводим выездные проверки от Минздрава по другим медучреждениям (по скорым), проверяем, находим ошибки. Нас тоже проверяют коллеги с других станций.

— Были ли случаи, которые запомнились во время работы на скорой?

— В основном западают в память, к сожалению, которые плохо закончились. Отдельная история была с работой во время чемпионата. К нему мы готовились за несколько лет до мундиаля. Во-первых, занятия по языку. Составили программу подготовки и обучения планово. В основном, все разговаривали на английском, ну и помогали переводчики в телефонах. Проблем в общении с иностранными болельщиками не было. Люди находили общий язык, жестами, на английском или с помощью смартфонов. Препятствий не было. И находился всегда тот, кто знал язык.

Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в нашей группе во «ВКонтакте» вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
4
ТОП 5
Мнение
Работа в −50, алкоголь и тоска по дому: нефтяник — о том, как празднуют Новый год на вахте
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Сердце стучало в ребра». Как россиянин 20 лет пил энергетики и вдруг перестал — может, последуете его примеру?
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Вырубят лес, чтобы впихнуть очередное гетто из 17 человейников»: что происходит на Сухой Самарке?
Вадим Афанасьев
Аналитик, блогер, журналист телеканала «Царьград»
Мнение
Делайте так и будете стройняшкой. Нутрициолог — о том, как не наесть лишние килограммы за Новый год
Марина Лубешко
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Рекомендуем
Объявления