Вы никогда не задумывались, почему поход «в гости» почти всегда вызывает усталость и желание вернуться домой? Даже если обстановка очень комфортная, атмосфера непринужденная, а компания приятная. А вот принимать гостей у себя намного легче, несмотря на необходимость приготовлений до и уборки после их визита. Говорят: «Дома и стены помогают». И это действительно так. Ведь свое жилье каждый человек обустраивает и оформляет «под себя». И дело здесь не только в планировке и эргономике, оформлении интерьера, но и в индивидуальном психологическом микроклимате, который создают особым образом подобранные элементы декора и интерьера.
«Дома, что бы мы ни делали – отдыхали или работали, – мы хотим чувствовать себя комфортно и спокойно, – говорит дизайнер эксклюзивных интерьеров Ольга Лазарева. – Поэтому нужно стремиться создать вокруг себя ту атмосферу, которая поможет нам в этом».
Например, существует мнение, что интерьер жилья может быть типично мужским или женским.
Принято считать, что представителям сильного пола больше подойдет сдержанная отделка с небольшим количеством декора. Мужчинам обычно нравятся практичные и основательные предметы обстановки, соответствующие их рассудительному характеру и аналитическому образу мышления. Для «мужского» интерьера в большей степени характерны острые углы, массивная строгая мебель, «брутальные» приемы в оформлении стен: крашеная кирпичная кладка, неполированное дерево, необработанный камень и т.п.
В «женском» интерьере, напротив, чаще преобладают мягкие линии, теплые неяркие цвета, уютная практичная обстановка, рассеянный свет. Стиль декора дамам также нужен соответствующий: например, изысканный и утонченный модерн, фактурные пластичные отделочные материалы (шлифованный камень, искусственно состаренное дерево и пр.). Творческим барышням, склонным к экспериментам, придется по вкусу китч – «сочетание несочетаемого». В целом представительницы слабого пола больше разнообразят свои предпочтения, иногда заимствуя даже типично мужские «тренды».
Интересно, что в оформлении интерьера, как и в одежде, встречается стиль unisex, причем довольно часто. Так, одинаково популярен сегодня у представителей обоих полов high-tech: гипсокартонные конструкции, стальные каркасы, обилие стекла, пластика и других «недомашних» материалов. Такая обстановка подойдет уверенным в себе, идущим в ногу со временем молодым людям.
Для каждого стиля подбирается соответствующая обстановка: мебель, аудио- и видеоаппаратура, бытовая техника. Эти предметы могут придать дополнительные акценты вашему интерьеру или, напротив, «спрятаться» в нем. Например, угловые кондиционеры GREE Crown благодаря своей необычной форме всегда притягивают к себе взгляд. Их конструкция позволяет более эффективно использовать пространство жилого помещения, а «веерное» распределение воздушного потока не создает «сквозняков» в помещении. Другой путь – вместо привычных сплит-систем использовать канальные: например, GREE Channel. Эти кондиционеры-«невидимки» полностью скрываются за фальш-потолком – так, что на виду остаются только декоративные воздухораспределительные решетки.
Конечно, часто вкусы меняются с возрастом. Если для молодежи предпочтительна более яркая, пестрая палитра и новые вещи, то людям в возрасте будет по душе пастельная гамма с минимальным количеством оттенков. Кроме того, с годами мы привязываемся к привычным предметам обстановки и неохотно расстаемся с ними, даже если они порядком обветшали.
Также нужно заметить, что любой городской дом, независимо от пола, возраста и темперамента своего владельца, должен создавать условия для отдыха от шума и суеты рабочих будней. Акустическое оформление жилых помещений – отдельное направление в современном дизайне интерьеров, которое заслуживает специального рассказа. Здесь лишь заметим, что практически любое решение предполагает отсутствие посторонних шумов: не только внешних, но и создаваемых домашней техникой. Поэтому сегодня так популярно бесшумное бытовое оборудование. Например, уровень шума, создаваемого кондиционерами GREE Beauty, не превышает 21 дБ(А). Для сравнения: шум, создаваемый крыльями бабочки, равен приблизительно 26 дБ(А), а холодильники Liebherr работают настолько тихо, что иногда вызывают иллюзию поломки у своих владельцев.
Психология цвета
Пожалуй, цвет является важнейшим элементом декора. Он позволяет творить настоящие чудеса: «раздвигать» пространство, «менять» высоту потолков, зонировать помещение. Кроме того, палитра окружающего пространства во многом определяет наше психологическое состояние. Часто именно поэтому мы хорошо себя чувствуем в одних помещениях и не можем долго находиться в других. Причем реакция разных людей на одни и те же цвета может быть различной.
Интересную теорию о взаимосвязи цвета и эмоционального состояния человека предложил Иоганн Вольфганг фон Гете, немецкий поэт, государственный деятель и естествоиспытатель, больше известный нам по первой из этих ипостасей. Он был уверен, что «отдельные цвета вызывают особые душевные состояния». При длительном нахождении человека в цветном, окрашенном помещении его душевное состояние постепенно меняется. Исходя из особенностей психологического воздействия, Гете разделил все цвета на «положительные» и «отрицательные». К первым он отнес желтые, оранжевые, желто-красные оттенки, ко вторым – синий, сине-красный и красно-синий. По мнению Гете, оттенки первой группы бодрят, настраивают на рабочий ритм, а второй – напротив, нагнетают тоску и беспокойство. Зеленый же цвет поэт определил как нейтральный, на котором «глаз отдыхает». Разделяют эту точку зрения и дизайнеры современных интерьеров. «Оттенки зеленого – отличная находка для рабочего кабинета, – считает Ольга Лазарева. – Этот цвет настраивает на рабочую волну, способствует повышению работоспособности. Я думаю, на него стоит обратить внимание холерикам, для которых характерны резкие перемены настроения».
Теплый желтый цвет Гете также считал положительным: «На душе становится веселее, если долго смотреть сквозь желтое стекло». А вот холодный желтый оттенок серы, по его мнению, таит в себе отрицательный символический смысл.
Тщательно исследовав цветовые предпочтения людей различных психологических типов, классик выяснил, что, например, оранжевые оттенки по душе здоровым, энергичным людям и очень нравятся детям. Однако длительное пребывание в помещении, где преобладает оранжевый цвет, может вызвать нервное потрясение.
«Поскольку оранжевый – очень тонизирующий цвет, лучше использовать его в оформлении столовых и гостиных. В интерьере, где преобладает этот цвет, будут хорошо себя чувствовать подвижные, «живые» сангвиники. Если же вы меланхолик и цените уединение, то чувствовать себя в оранжевом окружении будете не очень комфортно, – объясняет Ольга Лазарева. – Чтобы смягчить яркость оранжевого, следует разбавить интерьер мебелью из выбеленного дуба или дерева венге. Лучше, если оранжевыми будут не сами стены, а украшающие их яркие картины, фактурные ткани, диванные подушки или покрывала, шторы». К этому следует добавить, что в качестве ярких элементов интерьера может выступать и стационарная бытовая техника. В последние годы ее производители уделяют все больше внимания разнообразию цветовых решений. Так, компания SMEG выпускает холодильники практически всех цветов радуги. И даже традиционно консервативные с точки зрения дизайна кондиционеры теперь можно подобрать под любой интерьер. Например, в сплит-системах GREE Artful предусматривается использование декоративных панелей четырех разных цветов (красного, черного, белого и серого). Благодаря этому можно не только найти нужное цветовое решение, но при необходимости и поменять внешний вид прибора.
Теперь остановимся на сине-фиолетовой части спектра. Эти цвета любимы многими, однако для отделки жилых помещений будут не лучшим выбором. Гете считал их не совсем уместными в интерьере. Сиреневый, по его мнению, – безрадостный, поэтому в отделанной сиреневым комнате никакой человек не сможет находиться длительное время. Синий же делает окружающий мир печальным, у этого цвета «странное, невыразимое воздействие на человека». «Цвета холодной гаммы лучше использовать при оформлении комнат, окна которых выходят на юг и юго-восток, где в течение всего дня очень солнечно, – поясняет Ольга Лазарева. – Лучше применять не чистые, а «разбавленные» оттенки. Яркий и насыщенный цвет могут иметь небольшие предметы: вазы, свечи и другие элементы декора».
По мнению дизайнера, уместен в интерьере и красный цвет, однако его лучше использовать для оформления вспомогательных помещений (например, прихожих) либо добавлять отдельные красные элементы к светлым интерьерам. Этот цвет нравится чувственным темпераментным натурам, однако быстро утомляет, поэтому совершенно не подходит, например, для спальни или ванной комнаты.
Кстати, интерьер ванных комнат и санузлов важен ничуть не меньше, чем жилых комнат. Ведь ежедневные водные процедуры – это не только гигиена, но и релаксация. Поэтому для отделки ванной обычно выбирают светлые теплые тона, а также белый цвет как основной. Уместны также отдельные элементы ярких, тонизирующих оттенков: например, цветная сантехника. К счастью, сегодня ее производители уже не ограничиваются привычной белой гаммой. Например, вся линейка продукции MONARCH выпускается в 12 различных цветовых решениях.
Ваш дом должен быть не только вашей крепостью, но и тем единственным в мире местом, где вы будете ощущать полную гармонию с окружающей действительностью. А для этого нужно позаботиться о том, чтобы вся домашняя обстановка и оформление интерьера полностью гармонизировали с вашим внутренним миром. И тогда даже в самые сложные моменты жизни вы будете чувствовать себя спокойно и уверенно.