В России рынок поддельной продукции, по расчетам экспертов, составляет не менее 47% от объема легальных товаров. Сегмент строительных материалов, комплектующих и арматуры стоит при этом особняком. Хотя бы потому, что подделки, использованные при возведении или ремонте жилья, способны принести куда более значительные убытки и неприятности, чем, скажем, фальшивый гаджет или реплика (копия) гламурной сумки. Не попасть в силки, расставленные недобросовестными торговцами и производителями, сложно. Единственное оружие потребителя – всесторонняя и детальная информированность.
Цена больше не критерий
Принято считать, что производители и продавцы подделок предлагают свои продукты дешевле, поскольку заинтересованы в их скором сбыте. На самом деле, отмечают эксперты, стоимость если и снижается, то в пределах среднерыночных колебаний – на 5-10%. Поэтому ориентироваться на цену можно, только если сравнивать ее с реальным текущим предложением производителя. А для этого необходимо, как минимум, зайти на его сайт или познакомиться с промо- и рекламными материалами.
Добросовестные и заботящиеся о своем имидже компании прилагают немало усилий, чтобы поставить заслон фальшивкам своих изделий и проинформировать об этом клиентов.
«Товары, пользующиеся на рынке повышенным спросом, часто подделывают в промышленных масштабах. Для КНАУФ это болезненный вопрос, ведь контрафакт покушается на репутацию, которой мы очень дорожим. Только в России мы вынуждены дополнительно защищать упаковку продукции и тратить деньги на рекламу этих средств защиты», – подчеркивает Герд Ленга, генеральный управляющий группы КНАУФ СНГ (один из крупнейших производителей стройматериалов в мире).
В борьбе с подделками многие производители уделяют особое внимание каналам распространения продукции. Так, ПРОПЛЕКС (крупнейший российский производитель оконного ПВХ-профиля по австрийским технологиям) практикует сертификацию партнеров – изготовителей окон, работающих на ее профильных системах. В ходе проверки проводится аудит производств, технологий и оборудования компаний, что дает дополнительные гарантии качества.
Внимание к упаковке!
Статистика показывает: чаще всего на стройрынке подделывают сухие строительные смеси (ССС), которые необходимы и при масштабном возведении, и при обычном ремонте. Задумавшись о приобретении ССС, прежде всего надо определиться с местом будущей покупки. «Если говорить о контрафакте применительно к сухим строительным смесям, то эта проблема имеет весьма четкую географическую локализацию – Москва и область. Здесь расположено большое количество строительных рынков, где и реализуется львиная доля подделок под известные отраслевые бренды. Поэтому я бы советовал покупать данную продукцию со складов официальных дилеров либо в крупных сетевых строительных магазинах – гипермаркетах. В этих точках продаж вероятность «попасть» на фальшивку стремится к нулю», – отмечает Евгений Беляев, управляющий Союзом производителей сухих строительных смесей РФ.
Упаковке изделия сегодня придается огромное значение. Из простого вместилища продукта она превратилась в полноценный носитель важнейшей для потребителя информации. Поэтому производители всячески стараются ее защитить. Например, КНАУФ делает это при помощи голограммы и специальной маркировки на мешках.
На первое место среди критериев подлинности товара также ставят упаковку и в холдинге «Евроцемент груп». «Перед тем, как совершить покупку, необходимо обратить внимание на тару цемента. На ней всегда указываются изготовитель, его адрес, товарный знак, класс прочности (марка) и вес продукции. Отклонение массы от указанной на упаковке не должно превышать 1 кг. Но практика показывает, что контрафактный товар, вместо заявленных 50 кг, весит всего 35-40 кг», – комментирует Александр Степаненко, специалист «Евроцемент груп». Эксперт добавляет, что покупатель может потребовать у продавца санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии продукции нормам радиационной безопасности и возможности использования ее в жилищном строительстве. Кроме того, стоит ознакомиться с сертификатом соответствия ГОСТу, соблюдение которого заявлено изготовителем на упаковке. При этом реквизиты производителя, указанные в санитарно-эпидемиологическом заключении и сертификате соответствия, должны совпадать с данными на таре цемента.
Знание деталей
Если для сухих строительных смесей упаковка – главный критерий подлинности, то для других (и, прежде всего, высокотехнологичных) строительных материалов и комплектующих далеко не так. А сегодня «умельцы» выпускают контрафакт даже на технически сложные изделия: например, пластиковые окна.
К их покупке надо подходить обдуманно и со знанием дела. Стоит опасаться фирм-однодневок. Они работают в полукустарных условиях, с серьезными нарушениями технологии. Например, резка и сверление профиля осуществляются не на высокоточных станках, а с помощью циркулярной пилы и ручной дрели. Серьезные сомнения вызывает и происхождение применяемых при производстве материалов. Клиентов обычно уверяют, что используются только качественный ПВХ-профиль и фурнитура какой-либо известной марки. На самом деле оконные конструкции изготавливаются из материалов, не предназначенных для эксплуатации в жилых помещениях, а иногда и просто бракованных. Расчет простой: мошенники уверены, что покупатель не определит на глаз происхождение составляющих готового окна. К сожалению, это действительно так. В результате оконный блок очень быстро приходит в негодность: белый пластик желтеет, зимой некачественное окно промерзает, а через год-два деформируется рама.
Но все же есть ряд признаков, по которым потребитель может выяснить «происхождение» изготовленных для него окон. «При производстве оконного ПВХ-профиля (рама) на него наносится специальная защитная пленка. Как правило, на ней присутствуют логотипы производителя. Это самый простой способ определить, из какого профиля изготовлен блок. Любая фирменная продукция имеет соответствующую маркировку. Например, если посмотреть на фальц профиля PROPLEX (поверхность створки или рамы, на которую установлена фурнитура), то можно найти выдавленные цифры, обозначающие артикул, дату изготовления, номер смены и производственной линии», – рассказывает руководитель отдела по работе с клиентами ТД ПРОПЛЕКС Рафик Алекперов.
Нередко засилье контрафакта вынуждает производителей напрямую предостерегать потребителей от некачественных покупок. Известен прецедент 2004 года, когда немецкая компания Honeywell выступила с информационным письмом о наводнивших рынок подделках фильтров для воды с товарным знаком Honeywell. Контрафактные изделия продавались значительно дешевле оригинальных и заявлялись как «китайский Honeywell». В письме компания рекомендовала покупателям ориентироваться на такой признак настоящих фильтров, как четырехзначную цифровую маркировку синего цвета.
При выборе сантехники специалисты также советуют обращать внимание на маркировку, чтобы не стать владельцем подделки: например, на шаровые краны итальянской фирмы Bugatti. Характерный признак подлинных изделий – ощутимый вес из-за использования в них кованой латуни. Хотя умельцы наловчились «нагонять» и вес подделок, вставляя в них со временем ржавеющие стальные подшипники.
Итак, бдительность – лучшее средство защиты от контрафакта. Следует заранее проштудировать доступные ресурсы и призвать на помощь авторитетных специалистов, чем потом разбирать ворох проблем и пытаться найти правду. Без особой, впрочем, надежды на успех. «Если возникает вопрос о качестве стройматериалов и перспективе судебного разбирательства с продавцом товара или исполнителем работ, то потребителю необходимо обратиться в экспертное учреждение за заключением о качестве товара или работ. А затем уже с выводами экспертов идти в суд», – поясняет Олег Зайцев, старший юрист ГК «Крикунов и партнеры». «При рассмотрении дела суд руководствуется ГОСТами как обязательными стандартами, которые должны соблюдать все строительные организации, – отмечает Алина Домкина, член Межрегиональной коллегии адвокатов . – И если независимая экспертиза показала, что дефект (или недостаток) возник из-за нарушения соответствующей нормы, то дело решается в пользу потребителя».