Нагрузка по оказанию помощи и выплатам компенсаций для погорельцев жертв других стихийных бедствий должна быть возложена на страховщиков. Российские законотворцы предложили ввести обязательное страхование частного загородного жилья. Готовы ли самарские дачники к дополнительным расходам, сколько в среднем может стоить страховой полис и с какими трудностями столкнутся страховщики, предположили эксперты самарского страхового рынка.
По подсчетам Министерства регионального развития РФ природные пожары, охватившие этим летом целые улицы и населенные пункты в разных частях России, лишили крова 3,5 тысяч человек.
В Самарской области за пожароопасный период жаркого лета случилось два крупных пожара. В селе Тимашево Кинель-Черкассокого района без крова остались четыре семьи. Шесть жилых домов сгорело при пожаре в селе Кулешевка Нефтегорского района. Погорельцы из Тимашево получили денежную компенсацию в размере 200 тыс. рублей от правительства области и администрации района. Как сообщал об этом ранее портал 63.ru, еще несколько строительных организаций обещали помочь оставшимся без крова семьям стройматериалами на восстановление жилья.
Пострадавшие жители из Кулешевки также получат из облбюджета по 100 тысяч рублей. Две семьи согласились переехать в Нефтегорск, в квартиры предоставленные администрацией из фонда, предназначенного для переселения из ветхого и аварийного жилья. Остальные решили отстраиваться в родном селе.
Многомиллионные выплаты жертвам пожаров заставили народных избранников задуматься о введении обязательного страхования загородного жилья. С подобной инициативой в правительство РФ обратились депутаты фракции «Единая Россия» Госдумы.
По идее законодателей, такое решение позволит снизить часто непредусмотренную нагрузку на федеральные и региональные бюджеты.
Кроме того, обладая страховым полисом на свою недвижимость, более надежно будут чувствовать себя сами собственники. Тем более, что помимо сельчан, потерявших при пожаре свое основное жилье, многие жители области лишились в огне своих дач. В подобных случаях рассчитывать на получение компенсации собственникам, потерявшим свое недвижимое имущество, не приходится. «Несмотря на то, что государство взяло на себя обязательства по компенсации ущерба и строительству новых домов, многие собственники загородных домов и дач, потерявшие в огне свое имущество, сейчас находятся в состоянии неопределенности и вынуждены ожидать помощи. Вместо этого они могли бы использовать четкий и понятный механизм страхования и быть осведомленными о сроках и объемах выплат, чтобы на основе этой информации планировать свое будущее. Это цивилизованный подход, давно принятый в европейских странах», – считает директор филиала ОСАО «Ингосстрах» в Самаре Татьяна Зимина.
По подсчетам депутата Госдумы Андрея Воробьева, принимавшего участие в разработке законопроекта о введении дачного ОСАГО, на страхование частных домовладений может уходить от 500 до 600 рублей в месяц. Для пенсионеров и определенных категорий граждан авторы законодательной инициативы предусмотрели специальные тарифы и послабления.
Добровольное страхование загородной недвижимости в Самарском регионе пока только развивается. Далеко не каждый домовладелец готов обеспечить свой дом, или, точнее свой кошелек, подобной «подушкой безопасности». «Однако многие владельцы загородной недвижимости уже активно пользуются услугами страхования для защиты своего имущества от рисков. Сегодня усредненные тарифы на страхование загородной недвижимости составляют 0,5-1% от общей суммы страхования. Но нужно понимать, что реальная стоимость полиса будет зависеть от условий страхования конкретного объекта недвижимости», – рассказывает г-жа Зимина.
Окончательную стоимость страховки при введении обязательного страхования загородной недвижимости можно будет просчитать только после того, как законодатели определятся с набором рисков, которые подлежат включению в полис. «Вторым важным аспектом ценообразования будет принадлежность объекта страхования к определенной категории. Понятно, что летние деревянные дачные дома и кирпичные коттеджи для круглогодичного проживания будут относиться к различным категориям риска. И этот фактор должен быть учтен законодателями при более детальной проработке законопроекта», – добавляет Татьяна Зимина.
Препятствием для введения дачного ОСАГО, которую озвучил на условиях анонимности один из участников регионального страхового рынка, может стать не только несовершенство законодательной базы или нежелание собственников нести дополнительную финансовую нагрузку на ежегодное продление полиса. Проблемы могут возникнуть и с самими страховщиками. «Полноценное страхование недвижимости, тем более загородной, предлагает серьезную оценку как вероятных рисков причинения вреда, так и стоимости объекта. Чтобы осуществить процедуру представитель страховой должен выезжать на место, где расположен дом. Если страхование станет обязательным, то компаниям придется содержать целый штат оценщиков, обеспеченных автотранспортом. Это дополнительные издержки и трудности, к которым готовы далеко не все страховщики», – предполагает эксперт.
Не исключают игроки страхового рынка и то, что в случае введения обязательного страхования загородных строений, участятся махинации и мошенничество со стороны граждан, которые ради получения компенсаций сами будут инициировать страховые случаи.
В целом же, несмотря на проблемы, которые могут возникнуть с алгоритмом функционирования новой системы, по мнению Татьяны Зиминой, страховые компании готовы работать в новом секторе страхования. «Однако сомнения вызывает сама необходимость обязательного страхования загородной недвижимости. Я думаю, что подобное страхование в стратегическом смысле должно быть добровольным», – добавляет г-жа Зимина. Высока вероятность и того, что беспрецедентные события этого лета приведут к повышению сознательности собственников в деле защиты своего имущества и многие добровольно решатся приобрести страховой полис от рисков, угрожающих загородным домам и дачам.