Сегодня в полдень во всех храмах Санкт-Петербурга зазвонят колокола. Этим звоном город в очередной раз будет оплакивать жертв авиакатастрофы на Синайском полуострове. Пять лет назад случилась одна из самых масштабных трагедий в истории мировой авиации и самая крупная по числу жертв авиакатастрофа в России: рейс 9268 Шарм-эш-Шейх — Санкт-Петербург разбился в Египте. 224 человека (217 туристов и 7 членов экипажа) погибли. Это был теракт.
Утром 31 октября 2015 года аэробус А321 авиакомпании «Когалымавиа» готовился к взлету. На борт заходили 217 пассажиров — это туристы компании Brisco. Большинство — петербуржцы и жители соседних регионов, четверо украинцев и один гражданин Белоруссии.
Летели в основном семьями, самому пожилому пассажиру был 71 год, самой маленькой — Дарине Громовой — всего 10 месяцев.
В 06:51 мск борт вылетел из Шарм-эш-Шейха, но через 23 минуты исчез с радаров. По данным управления гражданской авиации Египта, в этот момент лайнер следовал на высоте 9,4 километра, затем резко снизился на 1,5 километра, а после пропал с экранов в районе Кипра. К поискам самолета подключилась вся военная авиация Египта.
В это же время в петербургский аэропорт Пулково съехались родственники пассажиров рейса 9268 — в один миг осиротели 128 семей. Кто-то потерял родителей, кто-то — супруга, детей, кто-то — братьев и сестер.
Ответственность за случившееся на себя в тот же день взяли члены запрещенной в России террористической организации «Исламское государство». Россия признала этот факт спустя две недели. Еще через год было установлено, что террористы заложили бомбу в багажном отсеке, где перевозят мебель и коляски. Пронести устройство в самолет, вероятнее всего, помог сотрудник аэропорта.
Похороны погибших начались 5 ноября, тогда земле предали останки шести неопознанных человек. На опознание уходили месяцы, в итоге самые последние похороны прошли больше чем через полтора года после трагедии — в мае 2017-го.
Расследованием случившегося занимались СКР, МАК и спецслужбы Египта. Только результаты у всех получились разные. 17 ноября 2015 года глава ФСБ РФ Александр Бортников сообщил, что в результате исследования личных вещей, багажа и частей самолета были выявлены следы взрывчатого вещества иностранного производства. Он квалифицировал случившееся как теракт. Египет, напротив, призвал не торопиться с выводами: теракт до сих пор рассматривается как одна из версий произошедшего.
Позже 30 семей погибших подали иск к Шерифу Исмаилу, который на момент крушения А321 занимал пост премьера Египта. В марте 2020 года стало известно, что апелляционный суд иск отклонил, сочтя личности жертв неустановленными, а крушение — аварией, а не терактом.
Из-за авиакатастрофы Россия прервала авиасообщение с Египтом до выяснения всех обстоятельств случившегося. В 2018 году перелеты возобновились, но только с Каиром. Чартеры на курорты Красного моря по-прежнему не летали.
О жертвах авиакатастрофы напоминают два мемориала. Один стоит на Серафимовском кладбище, где находится братская могила неопознанных пассажиров: на центральной аллее некрополя, недалеко от памятника морякам «Курска», виднеются два сложенных крыла самолета. Второй мемориал стоит в Ленинградской области, на Румболовской горе. Имена всех 224 погибших высечены на плитах, а между ними расположены цилиндрические конструкции, напоминающие орган. Когда на улице ветер, они издают тяжелый гул.