Лужи на полу, запах гари и копоти, обвалившаяся штукатурка, зияющие дыры в полу. Среди этого обуглившегося хаоса десятки жителей дома на улице Красноармейской, 60 собирают свои сохранившиеся пожитки. Мы побывали в гостях у пострадавших, чтобы восстановить картину произошедшего.
Купеческое наследие
Дом на Красноармейской, 60 (раньше улица называлась Алексеевской. — Прим. ред.) построили в 1899 году по проекту известного самарского архитектора Александра Щербачева. Владелец здания — глава известной в Самаре купеческой семьи Челышевых (другой вариант написания фамилии — Челышовых. — Прим. ред.) — Дмитрий Челышев.
Есть легенда, что когда только строился дом, Дмитрий Ермилович говорил, что он простоит 100 лет. И поэтому раствор для кладки кирпичей он приказал замешивать на куриных яйцах. Кирпич использовали не только для украшения фасада, но и для кладки стен.
Доходный дом на Красноармейской — второй по счету для купцов Челышевых. Первый, также по проекту Александра Щербачева, из красного кирпича, построили в 1895 году на улице Фрунзе. Только тогда она называлась Саратовской.
В доме всего три этажа с высоченными потолками. Сейчас квартиры — коммунальные. Часть принадлежит жильцам, часть — муниципалитету. Комнатки настолько высокие, что местные умельцы во многих помещениях смогли соорудить дополнительный ярус. Мы публиковали большой репортаж об этом доме и его жильцах.
Несмотря на то, что часть квартир в доме признали непригодными для проживания еще в 2019 году, люди продолжали там жить. Однако 3 марта 2022 года их спокойствие нарушил пожар. Посмотрите видео с места происшествия:
«Пол дымился, как в фильмах»
Сообщение в ГУ МЧС России по Самарской области о пожаре на Красноармейской поступило в 17:14. В этот момент большинство жильцов находились дома. Очаг возгорания находился в левом крыле второго подъезда, на втором этаже.
— Точную причину мы пока не знаем, можем только догадываться. По словам соседей снизу, вероятнее всего, виновниками происшествия стали дети, игравшие с огнем у плиты, пока их родители, снимавшие здесь комнату, культурно выпивали. То, что они были не самые свежие, и я видел, однако кидаться обвинениями не готов. У всех горе. Когда начался пожар, я спал. У нас тут две комнаты, в одной живут мама с бабушкой, а во второй я, и вот моя кровать находилась практически над очагом возгорания. Меня разбудила бабушка и сказала, что мы горим. Когда я проснулся, пол дымился, как в фильмах. Первым делом стал одеваться, собирать какие-то вещи, закрыл дверь. Когда оделся и решил выходить, комнату уже заволокло дымом. Я задыхался и пытался идти на ощупь, еле нащупал дверь и открыл ее, дошел до лестницы. Дым был черный и плотный. В какой-то момент выкатился. Минуты 3 пытался выйти. Выбраться помогли мужики — соседи. Заметили меня и вывели. Я был весь черный, в копоти, — вспоминает тот день один из местных жителей, Данил.
Когда Данил спустился, его бабушка еще находилась в огненном плену. После того как женщина разбудила внука, она отправилась помогать эвакуироваться соседке. Однако выбраться из дома самостоятельно они не успели и оказались заблокированными в одной из комнат.
— Это было очень страшно. Пожарные не сразу смогли поставить лестницу из-за проводов. Не потерять рассудок помогали случайные прохожие. Они подбадривали и торопили спасателей, просили держаться. Дым трубой. Паника такая, что я была готова выпрыгнуть из окна, потому что либо сгоришь, либо разобьешься. На балкончике также ждали спасателей соседка Оксана с сыночком Феденькой. Было очень страшно. В конце концов нас вытащили через окно по пожарной лестнице, — со слезами рассказывает жительница дома Светлана Кривошеева.
Огонь охватил площадь в 80 квадратных метров. Пожарные эвакуировали 16 человек, в том числе пятерых детей и 96-летнюю пенсионерку.
— Мой ребенок находился дома один, пока я была на сутках. Он почувствовал запах гари, а когда попытался выйти, коридор уже беспросветно заволокло дымом. Его эвакуировали из окна спасатели. Ночь он провел у друзей. Где мы будем жить — я не знаю. У меня совершенно никого не осталось. Родители давно умерли, а пять лет назад скончался мой муж. Эта комната — всё, что у нас было, — говорит местная жительница.
Пожар тушили 121 человек и 37 единиц техники. С огнем боролись на протяжении 6 часов. Ликвидацию пожара объявили лишь в 23:31.
«Кинулся в горящий дом, чтобы спасти собаку»
Очаг возгорания находился на втором этаже. Соседи подозревают, что случайное возгорание могли учинить недобросовестные арендаторы. Мы поговорили с семьей, у которой они снимали квартиру.
— О том, что мы горим, я узнал, когда ехал в машине. Квартиранты начали шутить, что у нас тут пожар, я подумал, что они прикалываются, и поехал дальше. Когда увидел фотки, что всё правда и мы действительно горим, ринулся в квартиру. У меня в комнате оставалась собака, хаски. Пожарные внутрь не пускали. Друг кинулся в горящий дом через задний вход и вынес ее. Еще 5 минут, и она бы погибла, — рассказывает Дамир.
От их кухни практически ничего не осталось. Стены обуглились, пол провалился, только газовый котел стойко остался висеть на кусочках стены.
«По 6 квадратных метров на человека»
Сейчас жители дома собирают уцелевшее имущество и подсчитывают убытки. Пострадали предметы мебели, одежда и бытовая техника. Охрану у здания убрали, а двери открыли настежь, поэтому жильцы боятся мародеров.
— Я занимаюсь стримингом, и дома было много дорогостоящего оборудования: от мощного компьютера до профессионального освещения, микрофонов и камер. Всё это я уже успел вывезти, правда, работает или нет — пока не проверял. Стоимость только этой техники по нынешнему курсу превышает 300 тысяч рублей. У меня нет таких денег, чтобы всё это восстановить, — говорит Данил.
О том, куда отправятся жить погорельцы, пока неизвестно, как и дальнейшая судьба ценнейшего исторического здания. По словам пострадавших, в местной администрации им предложили квартиры в маневренном фонде.
— Нам выделят по 6 квадратных метров на человека, да и то где-то на отшибе. Хотя про район нам еще не говорили. Но вы же и сами понимаете, что это совершенно ни о чем. Нас в семье трое. Мы будем делить 18 квадратов? Да, и я учусь в медицинском университете, откуда и как мне теперь ездить на пары? Судьба наша теперь в подвешенном состоянии. Встречались с представителями власти. Новое жилье даже не предлагают. Сказали собирать пакет документов. Не знаем, сколько это продлится. Мы остались без всего, без крыши над головой, — жалуется молодой человек.