В редакцию 63.RU обратились сразу несколько обеспокоенных горожан, которые сняли на фото странные белые полосы в небе. Люди опасаются, что это могут быть какие-либо вредные для здоровья выбросы. Так ли это на самом деле? Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы поговорили с со специалистом, который рассказал нам об этих полосах.
— Такое явление называют просто — конденсационный след, от слова конденсат, чем он, по сути, и является. Часто обыватели сравнивают такое явление с выхлопными газами от самолета, по аналогии с автомобильными, но это не так. Конечно, газы у самолетов имеются, но они как минимум бесцветные, — рассказывает авиаконструктор, руководитель стартапа в сфере малогабаритных двигателей Никита Удалов.
Появление конденсационного следа от самолета можно объяснить даже в рамках знаний школьной программы.
Все же прекрасно помнят тему о трех агрегатных состояниях воды? Так вот. Влага присутствует в нашей атмосфере постоянно и здесь, на земле, и там, несколькими километрами выше.
— Вода, которая является главным веществом, способствующим образованию конденсационного следа, находится как в нашей атмосфере, так и образуется в процессе сжигания топлива самолетом. Когда воздушное судно летит, во время химического процесса при сжигании топлива выделяется водород, иногда — кислород, в зависимости от соединений в составе исходного вещества, и вода. Представьте, самолет в небе, двигатель работает, топливо сжигается, температура высокая, вода вокруг нагревается и переходит в жидкое состояние, дальше воздушное судно удаляется и все эти капли, за счет низкой температуры воздуха, превращаются в маленькие кристаллики, — говорит специалист.
Таким образом, в небе мы видим шлейф из кристаллов льда, который тянется за самолетом.
Интенсивность такого следа зависит сразу от нескольких факторов. Во-первых — это ветер, при сильных порывах кристаллики быстро рассеиваются, и белая полоса исчезает и второе — высота. Для образования конденсационного следа температура вокруг должна быть достаточно низкой для мгновенного замерзания влаги. Поэтому шлейф можно увидеть, когда самолет пролетает на высоте примерно в 9 тысяч метров. Так что на взлете и посадке воздушного судна такой след появиться не сможет.
— В зависимости от температуры воздуха кристаллики могут находиться в небе достаточно продолжительное время. Если ветра нет, то конденсационный след исчезает сам по себе. Кристаллики просто опускаются ниже, пока не растают, и уже в жидком состоянии растворяются в атмосфере, — заключает Никита Удалов.
Еще, по словам эксперта, ширина и яркость следов в небе зависит от мощности двигателя и ширины сопла самолета:
— Образовывать конденсационный след способны все двигатели, даже те, что работают на водороде. От вида топлива этот процесс также не зависит, ведь вода будет выделяться в любом случае.
Кстати, часто пилотажные группы с помощью конденсационных следов вырисовывают в небе различные фигуры. Такое шоу показали в Самаре в День ВВС.
Прошлым летом самарцы пытались разгадать тайну еще одного загадочного явления в небе над городом. Тогда оказалось, что это был запуск космического аппарата «Глонасс-М», и на снимках видно именно его.
Самую оперативную информацию о жизни Самары и области мы публикуем в нашем телеграм-канале 63.RU. А в паблике во «ВКонтакте» вы можете предложить свои новости, истории, фотографии и видео. Также у нас есть группа в «Одноклассниках». Читайте нас где удобно.