«Как они изловчились в таких условиях приготовить плов?» — первый вопрос, который возникает у нашего журналиста, который приехал на железнодорожный вокзал Кинеля, где застряли несколько сотен граждан Узбекистана. Но их самих, как оказалось, волнует не это, а то, как ночевать под открытым небом. Ночью-то холодно. А среди них есть беременные женщины. Как получилось, что на станции Кинель в Самарской области обосновались мигранты? Как они выживают и на что надеются? И какую роль во всём этом сыграло пресловутое сарафанное радио? Об этом — в нашем материале.
Информация о стихийном лагере мигрантов на железнодорожном вокзале Кинеля в публичной плоскости появилась в среду, 19 августа. Посмотрите видео об этом.
Вот как прокомментировали инцидент представители «Российских железных дорог».
Но сами мигранты утверждают, что на станции они находятся уже несколько дней.
«Когда будет проезд?» — спрашивал у нашего журналиста каждый мимопроходящий, когда узнавал, что перед ним представитель СМИ.
Многие из этих ребят рассказывают, что потеряли работу из-за пандемии. Говорят, что остались без копейки и в отчаянии отправились на вокзал.
Например, у Федора (наш герой представляется русским именем и просит его не снимать. — Прим. ред.) кончился патент, на продление даётся всего 20 дней, но во время пандемии это сделать не получилось, поэтому сейчас он по правилам миграции должен покинуть страну и далее вернуться при желании в Самару. Говорит, денег нет даже на билет в Узбекистан.
— Я пришел сюда только сегодня (19 августа. — Прим. ред.) с сестрой, потому что хозяин, который давал работу (Федор работал в теплицах, в которых выращивают огурцы. — Прим. ред.) сказал, что платить больше нечем. Мы с сестрой первое время жили в поле, но потом мы узнали, что здесь поезд 17 августа. И мы пришли и заняли очередь с самого края, — рассказал Федор.
Узбеки расположились вокруг здания вокзала, по его периметру, те, кто пришел сюда несколько дней назад, уже установили палатки. У них есть матрасы, пледы, одеяла и полиэтилен, который можно натянуть, чтобы защитить вещи от дождя.
Мигранты плохо говорят по-русски. Но у них есть старший. Он представился Усманом и согласился рассказать нам немного о житье-бытье мигрантов на вокзале.
По словам Усмана, здесь собрались граждане Узбекистана из нескольких городов России, в том числе из Москвы и Санкт-Петербурга. Есть и из Самарской области, но немного.
— Мы узнали, что 17 августа здесь будет поезд вывозной. Естественно, 17 августа никакого поезда не было. Люди скапливались. Количество с каждым днем увеличивалось, и сейчас нас больше 600 человек. И люди продолжают приезжать сюда в надежде, что здесь будет организован поезд. А поезда пока нет и в ближайшем будущем не планируется, как мы слышали. Как сами видите, люди лежат на улице, под открытым небом, здесь женщины и беременные женщины, по-моему, 7–8 человек, — рассказывает Усман.
Мы спрашиваем его, а кто им сказал, что поезд будет 17 августа? Он говорит:
— Я вам не могу ответить, кто сказал. Потому что это какое-то сарафанное радио сработало. Раньше отсюда два раза рейс был, поезд вывозной, наших соотечественников увезли, которые находились на границе с Казахстаном и требовали поезд, вот их отсюда организовывали. Естественно, у людей появилась надежда, привычка, не знаю, как правильно это по-русски, что Кинель — это да, там можно уехать. Нам сказали в посольстве, что организуются вывозные чартерные рейсы из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и Ростова. Но у тех людей, которые здесь, денег на чартерные рейсы нет, это 26 000–30 000. Но мы понимаем, конечно, что здесь режимная территория, по-хорошему, если по букве закона, мы здесь не должны находиться. Спасибо, что вошли в положение, что шестой день мы тут живем. Отнеслись чисто по-человечески. Но нас с каждым днем всё больше и больше, естественно, что правоохранительные органы должны какие-то меры принимать, и я их понимаю. Но мы тоже здесь вынужденно. Что дальше будет, не знаем. Мы не хотим создавать кому-то проблемы.
Усман сообщил, что с едой им помогают местные фермеры и узбекская диаспора Кинеля. Видимо, огромный казан с пловом привезли кинельские соотечественники.
Пока мы разговаривали со старшим, нас окружили кольцом несколько десятков человек в надежде услышать что-то про поезд.
Из здания вокзала начали выходить девушки, несколько — беременные.
— К Нигоре меня подвели ребята, крича: «Вот, сними ее!» Я спросил: «На каком месяце?» — «На восьмом», — ответил за нее парень и добавил, что девушка не говорит по-русски. Но фразу «Когда будет поезд?» выучила наизусть, — рассказывает наш видеооператор Алексей Ногинский.
Мы запросили комментарий по ситуации в правительстве Самарской области.
По данным, которые предоставили 63.RU в департаменте информполитики администрации губернатора Самарской области, на 16:30 19 августа 2020 года на вокзале Кинеля находилось 400 мигрантов.
Но уже сейчас ясно, что граждане Узбекистана вновь стали заложниками собственной наивности и недостоверности сведений сарафанного радио. Официально границы между Россией (Самарской и Оренбургской областями), Казахстаном и Узбекистаном — закрыты. И то, что предыдущие две партии граждан Узбекистана доставили-таки на родину, стало результатом большой и сложной работы, которую проделали правительства Самарской и Оренбургских областей, а также Министерства иностранных дел России, Казахстана и Узбекистана.