Умение видеть тренды развития информационного общества и адекватно реагировать на них – ключ, открывающий в XXI веке если не все, то очень многие двери. У политиков и их консультантов это умение должно быть развито на уровне инстинкта. Но пока современные тенденции проходят мимо самарских кандидатов на пост мэра и на кресла депутатов.
Психотерапевт Марк Сандомирский, изучающий психологию интернетчиков, считает, что сейчас формируется новый тип избирателя – «избиратель 2.0». Вот как он описывает этого человека: «Это как раз типичный представитель «поколения Y» (к этому поколению относят родившихся в 1983 г и позже – прим. автора) – собственных незыблемо-устойчивых представлений у него не сложилось, под внешним влиянием социальные симпатии могут меняться, а наиболее влиятельным каналом информации для него выступает Интернет».
Пока таких людей, особенно в нашей провинции, не очень много. Но в скором времени право голосовать на выборах получат люди, родившиеся уже в эпоху массового Интернета. Что смогут предложить «избирателям 2.0» те, кто выдвигаются на пост мэра сегодня?
На Западе важность установления контакта с «избирателем 2.0» осознали уже несколько лет назад. Так, работа с социальными сетями стала одним из решающих факторов победы Барака Обамы на выборах президента США в 2008 году. Команда Обамы задействовала все возможные каналы коммуникации с интернет-сообществом, вплоть до создания собственной социальной сети, что позволило кандидату не только приобрести массу новых сторонников, но и «стрясти» с американцев деньги на ведение кампании. Благодаря технологиям 2.0 фонд темнокожего кандидата пополнился на 122 миллиона долларов. Такого результата не смог достичь ни один другой претендент на пост главы государства.
Самарским кандидатам до Обамы далеко. Сегодня выход очередного политика в ЖЖ преподносится СМИ как важное событие. Но насколько это важно в действительности?
Коммуникации 2.0 (социальные медиа) развиваются быстрее, чем наши политики. Кто из кандидатов в мэры задействовал одновременно Livejournal, Twitter, Facebook, YouTube, «В контакте»? Каждый из этих инструментов при умелом подходе мог бы хоть немного, но поднять «карму» претендентов на важные посты. Конечно, на выборах 10.10.10 названные каналы коммуникации решающей роли не сыграют, но на следующих (если только выборы не упразднят вовсе) их значение существенно возрастет. См. выше о новом поколении избирателей. Поэтому использование социальных медиа сейчас – отличный задел на будущее.
И уже чего точно мы не дождемся от наших кандидатов, так это создания своих собственных социальных сетей. Так что, можно говорить о том, что битву за «избирателя 2.0» наши кандидаты уже проиграли. Как говорят в таких случаях в Интернете, потерпели epic fail (дословно – эпический провал). А «избирателям 2.0» остается ждать своего «кандидата 2.0».