Кто приносит нам сомнительную прессу? У каждого человека свои предпочтения в выборе печатных СМИ и телепередач. Но в выборную кампанию с их вкусами никто не считается.
Дата выборов мэра и депутатов городской Думы в Самаре неумолимо приближается. Уже может вестись и официальная агитация от кандидатов. Если склонять народ на свою сторону через прессу закон до определенного времени не позволяет, то встречаться с избирателями или, к примеру, распространять листовки претенденты на соответствующий пост вольны сколько угодно. Разумеется, оплачивая последние из своего избирательного фонда.
Однако далеко не все предпочитают честную борьбу.
В каждую предвыборную кампанию городские столбы заляпываются плакатами неизвестного происхождения с призывами голосовать за того или иного кандидата, на заборах пестрят надписи «этот — вор», а «тот — наш выбор», почтовые ящики пухнут от газет, редакции которых просуществуют лишь до окончания выборов. Видимо, таков наш менталитет — от черного пиара не деться никуда. Интересно другое — кто занимается запрещенной агитацией?
Сложнее всего найти верхушку. То есть заказчика. Можно лишь строить догадки, кто кому не угоден, исходя из содержания листовки или газеты. За заказчиком следует косвенный исполнитель. То есть человек или целая компания, которая агитматериалы разрабатывает, печатает и ищет рабочую силу для непосредственного распространения. А вот силу-то эту отловить не такая уж и проблема. С одним из курьеров удалось поговорить нашему изданию.
Привычные к обману
Максим Слуцкий (имя и фамилия изменены) — студент четвертого курса одного из самарских вузов. Каждые выборы для него — способ подзаработать. «Начинал я, только поступив в институт, - вспоминает Максим. - Бывший одноклассник предложил устроиться курьером в одно агентство. Тут как раз прошлые мэрские выборы стартовали. Тогда-то я и понял, что на этом можно неплохо разжиться». Нелегальная работа Максима не смущает. По его словам, по-другому работать в этой сфере не получается в принципе.
«Наше агентство занимается распространением бесплатных газет и всяких листовок, - объяснил он. - Цена на доставку варьируется в зависимости от разных факторов. Но в любом случае это в прямом смысле слова копейки. Приходится брать объемами и хитрить где только можно». К примеру, за одну рекламную газету какого-нибудь супермаркета, опущенную в почтовый ящик, Максим получает в среднем около 15 копеек. За листовки — и того меньше. На порядок выше тарифы на расклейку. Реклама, припечатанная на столбе, заборе или подъезде, оценивается его работодателем от рубля и выше за штуку. Прикинув, сколько нужно обойти домов, чтобы заработать хоть что-то, Максим поначалу взгрустнул. Но его опытный одноклассник разъяснил, что и как нужно делать, чтобы малыми усилиями получить максимум. «Все оказалось просто, - рассказал Максим. - Главное — разносить так, чтобы пройти проверку. И тут есть специальная технология». Технология действительно оказалась несложной. Оказывается, ревизору лениво заезжать глубоко внутрь квартала, и проверяются обычно дома, стоящие у дороги. Причем наиболее часто осматривают лишь крайние подъезды. «Вот в них-то и нужно создать видимость работы. Причем вовсе не обязательно совать газеты во все ящики, - подчеркнул курьер. - Штук десять вполне хватит».
Выборы - дело прибыльное
«А остальные газеты куда?» - задал я, казалось бы, логичный вопрос. «Как куда? - искренне поразился моей наивности Максим. - На макулатуру!». Оказывается, на городских пунктах приема макулатуры многих курьеров знают и с нетерпением ждут. Причем опытный сотрудник доставки может сорвать неплохой куш и здесь. «Все ведь от объемов зависит, - объяснил Максим. - Те, у кого район большой, даже «газели» заказывают, чтобы газеты доставить».
Поняв, что о нюансах своей работы Максим может говорить бесконечно, я вернул наш диалог к теме выборов. «В предвыборную кампанию все еще легче, - охотно рассказал курьер. - Ведь по большей части нам выдают сплошь «чернуху». А если с ней поймают, то по голове не погладят — могут быть проблемы. Так что по ящикам раскладывать уже не требовали. Велели бросать прямо на пол в подъезде всю стопку и ретироваться. Значит, и проверить качество работы сложнее. Бывало, я получал партию газет и сразу вез их сдавать. Потом приходил только за зарплатой». Кстати, тарифы на подобную прессу тоже не чета обычным. «Цены стартуют от рубля и доходят до пяти за каждую газету, в зависимости от содержания», - пояснил Слуцкий.
Примечательно, что агитматериалы, которые разносил Максим, были совершенно разнообразны. То есть работала контора сразу на несколько штабов. Похожей тенденции стоит ожидать и в этом году. К примеру, недавно я обнаружил на тротуаре около дома сделанную белой краской надпись, которая гласила о нетрадиционной сексуальной ориентации одного из кандидатов в мэры. Уже через несколько часов вместо надписи там красовалось свежее пятно. Того же, собственно, белого цвета. А что — написал, тут же замазал, и получай деньги с двух рук.
Охотники за агитаторами
Однако карьера подпольного агитатора далеко не так проста и прибыльна, как кажется на первый взгляд. Бывают и проблемы. Порой весьма серьезные. «Нас сразу предупреждали, чтобы, если поймают с поличным, ничего не говорили, - вспоминает Максим. - Пообещали, что сверху от милиции прикроют, главное — самому помалкивать. Я, правда, о задержаниях наших не слышал». Зато слышал курьер историю о студентах, в комнате которых правоохранители нашли кипу листовок, порочивших одного из тогдашних кандидатов в градоначальники. Шумиха была серьезная, но чем все закончилось, Максим не знает. «Я, кстати, тогда от тех листовок отказался, - признался он. - А вот приятель мой их носил, причем старался честно. Рассказывал, что клеятся они плохо — сразу отваливаются от стены. Так ему в итоге еще и не заплатили».
Но риск привлечь внимание «огранов» или остаться без оплаты — не единственная проблема, которая поджидает нелегальных курьеров на улицах города. «Кто-то клеит листовки, кто-то их сдирает, - рассказал еще один студент, подрабатывающий на выборах. - А есть те, кто клеить просто не дает. Я как раз среди таких работал, благо габаритами вышел на славу. По ночам ездили вчетвером на машине по городу, искали расклейщиков. Выходили и отбирали у них всю стопку агитации. Отдавали добровольно, хотя, если подумать, выбора у них особого и не было».
Как и любая незаконная деятельность, распространение «чернухи» прибыльно, но достаточно опасно. Хотя наверняка пока любители «грязной игры» будут создавать спрос, для них найдется и предложение.