С некоторых пор представители власти, дабы иметь возможность общаться с народом без бюрократических осложнений, чуть ли не обязаны иметь аккаунт в «Твиттере» или «Живом Журнале». Однако непонятно бывает, что за человек, что за личность пишет эти суховатые отчеты об очередном рабочем дне - над какими шутками смеется, какую музыку слушает, о чем может спорить часами? Чтобы выяснить такие подробности, есть две популярные социальные сети - «В контакте» и Facebook. Но там, конечно, никто чиновников регистрироваться не обязывал.
Возможно, в начале времен web 2.0 все было иначе, но сейчас у «ЖЖ» и «Твиттера» репутация «деловая», у социальных сетей - скорее «развлекательная». «В контакте», как самый популярный в России ресурс, сильно захламлен абсолютно бесполезной информацией, Facebook утомляет бесконечными перепостами. Это злостные пожиратели времени - любой офисный работник подтвердит. Но только с помощью них можно довольно близко узнать почти любого человека. По меньшей мере, хорошо заполненные профили позволяют судить о культурном развитии владельца аккаунта. Социальные сети - свободная зона, в которой для общения нет препятствий, разве что зарегистрировавшийся совсем «закрылся» от чужих глаз.
«Доброжелатель»
Например, о мэре Самары Дмитрии Азарове его страница «В контакте» ничего нового не расскажет. Но это потому, что ведет ее посторонний человек. Для социальных сетей обычное дело, когда профиль известной персоны создают фанаты или, наоборот, недоброжелатели. Возможно, мэр имеет дело со сторонником, но, кажется, даже пресс-служба теряется в догадках, кому интересно изо дня в день копировать все градоправительские «твиты». Как прокомментировал ситуацию сам Дмитрий Азаров, это неоднократно было и, наверное, будет дальше - фальшивые аккаунты в «Живом Журнале», различных соцсетях. Страницу может зарегистрировать любой человек, это издержки Интернета, и не стоит на это обращать внимания. Большинство самарских «контактеров», похоже, в курсе ситуации, потому что друзей у псевдомэра мало.
Едва живой жкрнал
Похожая роль отведена аккаунту заместителя руководителя департамента управления имуществом Вадима Кужилина. Большая часть сообщений здесь - перепост собственных «твитов». А у заместитель руководителя городского департамента благоустройства и экологии Игоря Рудакова страница на Facebook накрепко связана с «Живым Журналом» и полностью ориентирована на рабочий процесс. Правда, сейчас там активность почти нулевая. «С 2000 года я достаточно активно использую Интернет для поиска информации. Еще будучи начальником ГАИ, я много общался в различных форумах и «ЖЖ», потом появились социальные сети и «Твиттер», - рассказывает Рудаков. - Лично мне удобно открытое онлайн-общение с людьми, и неважно, где именно оно происходит. С помощью него я могу решать реальные проблемы, которые передо мной ставят. Сейчас возможностей стало больше, и я стараюсь использовать их по максимуму. Вредят ли чиновникам социальные сети? Смотря какой руководитель. Во время работы в прежней администрации мне, может, и вредило - некоторые не понимали, зачем это нужно. Современное руководство более адекватное, и пользуемся мы сейчас одними и теми же средствами для общения».
...и другие неофициальные лица
Самый «засекреченный» аккаунт - у нового министра промышленности и технологий Сергея Безрукова. Даже если он существует, найти его невозможно, поскольку поиск услужливо подсовывает десятки страниц популярного актера.
У губернатора Самарской области Николая Меркушкина в «Фейсбуке» аккаунт «публичной персоны», кроме выдержки из «Википедии» тут ничего не найти. Такой же есть у депутата Госдумы Александра Хинштейна и вообще почти у любого крупного политика. В аккаунте врио министра спорта Олега Саитова активности нет. Чуть больше у руководителя департамента по развитию туризма Михаила Мальцева - он совсем недавно влился в Facebook и успел за три месяца лишь вывесить несколько фотографий.
Казалось бы, можно сделать вывод, что чиновники одним «Твиттером» сыты и обычный порядок жизни в социальных сетях их никоим образом не интересует. Но все же есть исключения. К примеру, за аккаунтом (пусть заброшенном) нынешнего министра здравоохранения и социального развития Марии Антимоновой можно разглядеть личность, которой симпатичны классические детективные фильмы (о Шерлоке Холмсе и Пуаро), а из писателей - Булгаков, Хмелевская, Вишневский.
Между нами «стена»
Руководитель департамента по делам молодежи Владислав Лихачев - активен и открыт, на сколько это возможно. Что в его должности, стоит заметить, очень уместно. Свою «стену» он использует для продвижения мероприятий департамента. Но, судя по количеству друзей, человек очень «контактный». Кроме того, по альбомам фотографий видно, что ему удалось повидать мир.
Мы попросили Владислава Лихачева рассказать о своих отношениях с социальными сетями прямо «В контакте».
«Общение в соцсетях не просто помогает в работе, для сотрудника департамента по делам молодежи это неотъемлемая часть работы, - написал он в ответ. - Правда, политика интернет-безопасности в органах власти такова, что в соцсети выхожу только из дома, во внерабочее время. "Твиттер" я читаю, но своего аккаунта нет - этот сервис не для моей флегматичной натуры :-) ЖЖ есть - для общения в сообществе samara_ru и иногда для комментариев в блогах близких друзей. "Мой круг" на Яндексе использую исключительно для размещения профессионального резюме. "Одноклассники" - для использования в соответствии с названием. "Фейсбук", LinkedIn и прочие соцсети - для меня уже избыточно. Основной инструмент - "ВКонтакте". Здесь представлены ведущие самарские молодежные организации, практически все (без пафоса) лидеры самарской молодежи - и деловые, и эмоциональные. Здесь я читаю анонсы об официальных мероприятиях коллег и о неформальных флешмобах, сам размещаю анонсы. По сравнению с ЖЖ гораздо удобнее размещать видеосюжеты и фотоальбомы».
Почти 700 «френдов»
Может показаться общительным депутат гордумы Сергей Арсентьев. Он единственный, у кого в разделе музыка лежат записи модных групп типа Keane, и друзей порядочно. На самом деле он прохладно относится к соцсетям и «В контакте» последний раз был в конце июня. «У меня есть блог, куда я постоянно пишу, социальные сети меня не интересуют, - сдержанно комментирует он. - Аккаунты в них мне не вредят, но и в работе не помогают».
Почти 700 «френдов» у другого депутата городской Думы Романа Степаненко. Видно, что он человек с чувством юмора. В аудиозаписях - Митяев, Растеряев и Слепаков; в видео - тоже некоторый уклон в Comedy Club. Чуть ли не единственный из чиновников, он использует развлекательный потенциал популярного отечественного интернет-ресурса. Однако за перепостом популярных шуток и сомнительных мудростей о работе не забывает. Например, в начале лета при поддержке «контактной» публики устроил масштабную битву с мусором в дубовой роще на Солнечной/ Шверника. А самая интересная часть сетевой активности Степаненко происходит в разделе фотографий и касается его хобби - автоспорта. От себя депутат пишет крайне редко, также предпочитая делиться мыслями в «Живом Журнале».
Добавить в «друзья»
Наконец, специальный приз за открытость и активность следовало бы выдать перебравшемуся в Госдуму депутату Михаилу Дегтяреву. Он, пожалуй, менее всех стесняется делиться мыслями на разные темы - при этом мыслями собственными, что среди пользователей соцсетей уже почти редкость. Поскольку идет Олимпиада, пишет сейчас больше про спорт, и позавчера особенно сокрушался, что самарский шпажист Павел Сухов уступил в 1/16 финала. Вообще же в сферу его интересов входит очень много всего - от партийной деятельности до группы «Ляпис Трубецкой».
«Для меня "Фейсбук" - в первую очередь самые разные свежие новости в одном месте и возможность делиться интересными заметками с окружающими, - поведал Дегтярев. - На прямое общение в соцсетях у меня нет времени, поэтому я практически никогда соцсети для этих целей не использую - жизнь намного интереснее компьютера». С точки зрения депутата госдумы, увидеть политика с чуть неформальной стороны в интернет-среде - «тоже полезно».
Пожалуй, из всех этих наблюдений даже можно сделать вывод. С одной стороны, видно, что чиновники в основной своей массе неохотно принимают достаточно специфический (иногда кажущийся совершенно бестолковым) вид социального взаимодействия. С другой большинству из них в жизни не понять особого взгляда на вещи, манеры общаться и шутить, свойственной миллионам людей в социальных сетях. А ведь сейчас у лент новостей «В контакте» и на Facebook читателей гораздо больше, чем у местных газет.