Администрация Самары утвердила положение о муниципальном контроле за обеспечением сохранности автомобильных дорого местного значения в границах областного центра.
Документ, судя из пояснений, указанных на официальном сайте ведомства, принят для приведения местного законодательства в соответствие с федеральным.
Интересно другое. Суть положения заключается в том, что теперь органы местного самоуправления, а именно, первый заместитель главы Самары – в данном случае, Виктор Кудряшов, а также департамент благоустройства и экологии смогут проводить плановые и внеплановые проверки. Проверять будут то, как юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, использующие автодороги при осуществлении хозяйственной и иной деятельности соблюдают требования о сохранности этих самых дорог.
Под обеспечением сохранности дорог понимаются мероприятия, направленные на ремонт и содержание транспортной инфраструктуры, а также на предупреждение и пресечение повреждений дорог. Вопрос, правда, в том, как эти повреждения пресечь? Хотя, в принципе, быть может, имеется ввиду контроль за весом транспорта, который по дорогам ездит, контроль за качеством проводимого текущего и капитального ремонта транспортных артерий города.
Важней другое – предупредить и пресечь, согласно положению, нужно повреждения и разрушения автомобильных дорог пользователями. А пользователи – кто? Те, кто ездит. Кстати, в приложении прописано, что проверять смогут не только юрлиц, но и физлиц. Получается, обычных владельцев авто?
К мероприятиям, направленным на обеспечение сохранности автомобильных дорог, относится соблюдение:
- требований технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов при проведении работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог;
- временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам;
- требований нормативных документов, устанавливающих порядок использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог, в том числе технических требований и условий по размещению объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, рекламных конструкций, инженерных коммуникаций и иных объектов, размещаемых в полосе отвода и придорожных полосах автомобильных дорог;
- весовых и габаритных параметров транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам, а также правил перевозки опасных грузов;
- требований технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
- требований и условий, установленных договорами о присоединении объектов дорожного сервиса к автомобильной дороге;
- обязанностей пользователей автомобильными дорогами и иных лиц при использовании автомобильных дорог;
- иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Итак, следить будут за состоянием самих автомобильных дорог, а также зданий, сооружений и инженерных коммуникаций, в том числе, объектов дорожного сервиса и рекламных конструкций, расположенных в полосе отвода и придорожной полосе автодорог.
Объекты дорожного сервиса – это здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования.
По сути, речь идет об автозаправочных станциях, автостанциях, автовокзалах, гостиницах, кемпингах, мотелях, пунктах общественного питания, станциях технического обслуживания, подобных объектах, а также необходимых для их функционирования мест отдыха и стоянки транспортных средств.
Проверять будут владельцев дорожного сервиса, организации, осуществляющие работы в полосе отвода автомобильных дорог и придорожной полосе, а также пользователей этих дорог.
Плановая проверка одного предприятия может проводиться не чаще, чем раз в три года. А вот внеплановые могут проводиться гораздо чаще – конечно, в случае, если на то есть основания.
Внеплановую проверку могут провести, если ранее организации уже были даны предписания об устранении выявленных нарушений, однако в установленные сроки этого сделано не было.
Также основанием будут являться обращения и заявления граждан, ИП, юрлиц, органов госвласти или МСУ, а также из СМИ о том, что возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан, либо другим живым существам, будь то животные или окружающая среда, либо памятникам истории и культуры.
Угроза безопасности государства, а также угроза возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера также могут стать причиной внеплановой проверки. Ну, и, конечно, в случае, если это уже не угроза, а свершившийся факт, внеплановая проверка также может быть проведена. Нарушение прав потребителей, либо требование прокурора – также являются основанием для неожиданной проверки.
Предусмотрены и случаи, когда о проведении внеплановой проверки даже и уведомлять никого не нужно. Все это можно прочитать в документе. Но, наверное, самым интересным является вопрос о возможности проверки соблюдения правил сохранности дорог физическими лицами. Конечно, вряд ли это может означать возможность обвинить владельца провалившегося в асфальт авто в том, что его машина слишком много весит. Но все равно настораживает.
Ну, а владельцам дорожных сервисов, как их называют в законе, стоит, видимо, подготовиться к тому, что они тоже каким-то образом будут нести ответственность за состояние близлежащих дорог. Хотя, как автозаправка или отель на это влияют, не совсем понятно.
Ринат Минин