Промышленный альпинизм (промальп) – специальная технология выполнения высотных работ на зданиях и объектах, при которых человек добирается до места проведения работ при помощи специальных альпинистских методов передвижения и страховки.
Датой рождения непосредственно альпинизма считается 1786 год – год покорения высочайшей вершины Европы Монблана. Со временем появилось прикладное применение альпинизма – промышленный альпинизм.
В Самаре к настоящему времени он развился в целую отрасль. Сейчас промышленные альпинисты выполняют уже не только какие-то уникальные заказы, но и целый ряд общестроительных и монтажных работ, так как это часто значительно ускоряет и удешевляет их проведение.
Промышленный альпинизм как рынок – явление для Самары молодое, формирующееся. Сами игроки называют свою отрасль «серой» и неконтролируемой – законодательно она регулируется слабо, отсюда возникает масса проблем, тормозящих развитие сектора, например, неквалифицированные рабочие. «Так называемая «дикость» не мешает этому бизнесу быть прибыльным, – отмечает замдиректора клининговой компании Radnik Services Владимир Евстропов, человек, проработавший в промальпе 20 лет. – Этот рынок никак не контролируется, и при этом на нем крутятся немалые деньги».
Промышленный альпинизм является особым видом клининговых услуг. Сегодня при оформлении фасада обычно используют сложные материалы и особые поверхности, которые можно очистить только с помощью профессиональной техники. Фасадные работы, при которых используются специальный инструментарий и услуги промышленных альпинистов, – достаточно узкая, но востребованная специализация индустрии чистоты.
Если заменять работу со строительных лесов на услуги промышленного альпинизма, существует множество преимуществ:
Практически любой участок высотного или иного объекта доступен для проведения работ промышленного альпинизма. На сегодняшний день промышленным альпинизмом занимаются спортивные организации, спелеоклубы и т. д. Рынок услуг промышленного альпинизма достаточно широк. Поэтому перед заказчиком стоит серьезная задача при выборе специалиста, ведь непрофессионалы могут повредить фасад.
Довольно быстрая организация – все работы промышленные альпинисты проводят с веревок, которые обычно закрепляются за стационарные элементы на крыше или фасаде здания. При этом подготовка к проведению работ занимает около часа, после окончания работ требуется столько же времени, чтобы разобрать конструкцию.
Следует обратить внимание на следующий момент: в качестве подтверждающего квалификацию документа заказчику могут предъявить книжку промышленного альпиниста, выданную в клубе. Но помните, что это не является гарантией специализации. В соответствии с российским законодательством промышленный альпинизм не требует лицензирования (хотя осуществление государственного контроля за этой деятельностью предполагается). Перед осуществлением высотных работ уборщику, по правилам, необходимо получить допуск, пройдя специальный курс по технике безопасности. Контроль за выполнением этой нормы на практике остается на совести работодателя.
Промальпы востребованы в рекламной сфере, клининговых компаниях, строительстве. Они устанавливают кондиционеры, ремонтируют жилые дома и памятники архитектуры. Заказчики их услуг – администрация и эксплуатационные службы высотных зданий, рекламные агентства, муниципальные службы города, частные лица. Иногда люди заказывают нетрадиционные услуги, например, семья может устроить сюрприз на Новый год для детей – Деда Мороза, который войдет в квартиру через окно.
Обслуживание офисных зданий – 100%-ный выигрыш для промальпа, так как в этом сегменте, по их собственному мнению, всегда есть спрос. Компаниям-заказчикам выгоднее нанимать промышленных альпинистов, нежели использовать дорогостоящее оборудование. Метод промышленного альпинизма дешевый (оплата одного альпиниста составляет до 30$ в день) и быстрый.
Промальпинизм имеет много общего с традиционным альпинизмом и морским флотом: из флота в промальп пришли различные узлы, а из горного альпинизма – люди. Но альпинистов как таковых в промальпе не так уж много. Как говорит Владимир Евстропов, их 50 на 50. Совсем не обязательно быть альпинистом, чтобы попасть в промальп, как думают обыватели. Многие начинали сразу с промышленных стен, а не с горных склонов.
Промальпы – личности уникальные, каждый – яркая индивидуальность, среди них встречаются туристы, спортсмены. Таким людям нелегко сработаться в команде, поэтому многие предпочитают независимость и, не желая трудиться в коллективе, выбирают роль «внештатников». Впрочем, иногда могут работать в парах или тройках.
Как говорят представители этой профессии, уровень травматизма и летальных исходов в промальпинизме очень высокий. К сожалению, получить точную статистику в строительных компаниях или у других заказчиков не удалось. Но совершенно очевидно: когда заказчики приглашают на свои объекты малоопытных промальпинистов, происходят случаи, подобные известным ЧП на стройплощадках. В промальпинистских кругах говорят, что при строительстве высотных домов гибнут верхолазы.
Как рассказал корреспонденту Dom63.ru один из бывших промальпинистов, это действительно опасная профессия: «Мы как-то работали на одной из самарских высоток. Ребята азартные, соревнования любим. И однажды после работы решили спуститься наперегонки с коллегой. Оба на фирменных петцелёвых десантёрах, но – чтобы быстрее да с ветерком – страховку выстегнули. Я осторожничал, и по дороге притормаживал, а мой напарник посвистел вниз. Ближе к земле начал притормаживать и на четвёртом этаже остановился – то ли отдышаться, то ли язык показать. Веревка внезапно переплавилась. И он полетел вниз. К счастью, все закончилось даже без переломов, но история действительно поучительная».
Безопасность – одна из актуальнейших проблем в этой сфере. Зачастую компании-заказчики и в глаза не видят тех альпинистов, что будут строить им дом. В секторе много менеджеров-«посредников», преследующих только одну цель – заработать деньги. Они знают, где в Самаре предлагаются подряды, и привлекают туда промальпинистов без договора, «на честном слове», по низкой цене. От заказчика получают сумму намного большую, чем платят промальпу, а навар оставляют себе.
С безопасностью напрямую связано страхование промальпиниста. «Мы готовы включать страхование в соцпакет наших сотрудников, но страховые компании вообще не идут на это, так как риск в нашей области очень велик, – делится Владимир Евстропов. – Пока наша компания травмы рабочим компенсирует из собственного кармана».
По мнению некоторых участников рынка недвижимости, промальпинизм еще достаточно молодой сектор, но сейчас уже намечается его переход от хаотичности к специализированному обучению и качественному росту.