Продаются две на первый взгляд очень похожих квартиры. Количество комнат, этаж, метраж, район города совпадают. Но при этом один продавец выручает от продажи на несколько сотен, а то и тысяч долларов больше. В чем причина? Как повысить привлекательность продаваемой собственности? Стоит ли вкладываться в ремонт или следует обратить внимание на что-то иное?
Готовые документы
Большинство критериев, по которым покупатель оценивает квартиру, подвластны продавцу. От него не зависит, пожалуй, лишь инфраструктура района, обеспеченность транспортом и внешний вид двора. На все остальное продавец может повлиять. Например, на степень подготовки документации к передаче прав собственности. Какой бы «золотой» не была квартира, но из-за проблем с оформлением документов, которое зачастую затягивается во времени, продавец потеряет не одного клиента.
Документы говорят потенциальному покупателю о том, что объект сделки не находится под залогом или, того хуже, под арестом, а также о том, что дом не планируют сносить. Естественно, на момент продажи не должно быть задолженности по квартплате. Редко какой клиент не отвернется от неузаконенной перепланировки. А вот документы, подтверждающие согласованность всех действий с соответствующими инстанциями, напротив, ускорят продажу объекта. Специалисты рынка недвижимости утверждают, что за счет этого продавец смело может существенно повышать цену квартиры.
С точки зрения покупателя, идеальный объект – тот, в котором на момент сделки никто не зарегистрирован. Таким образом, чтобы максимально повысить привлекательность выставляемой на продажу квартиры, лучше из нее выписаться – этот шаг также повысит стоимость объекта. Другое дело, что зачастую у продавца нет такой возможности, поскольку следующая жилплощадь, как правило, приобретается после продажи имеющейся.
Отремонтированная квартира
К серьезному заблуждению склонны многие собственники, если считают, что перед продажей объекта недвижимости вкладывать деньги в его улучшение вовсе не стоит. Практически каждому покупателю не безразлично, как выглядит квартира. А вот некоторые продавцы предполагают, что новый собственник все равно будет делать в ней ремонт, а потому нет никакой необходимости приводить ее в порядок.
И, тем не менее, вид квартиры влияет на выбор покупателя. Для одного это влияние будет чисто психологического плана. Другой за счет состояния квартиры сложит благоприятное мнение о хозяине. Третий просто не располагает средствами, чтобы совместить покупку квартиры с ее отделкой, и намеревается какое-то время прожить в ней без проведения ремонтных работ. Все эти обстоятельства тоже сказываются на степени успеха при совершении сделки купли-продажи квартиры. «При покупке я сделала выбор в пользу полностью отремонтированной квартиры, – делится опытом менеджер ООО «Сезон-сервис» Ирина Лебедева. – Покупала маленькую «гостинку». Пересмотрела очень много предложений. Но почти все варианты были в плохом состоянии, а некоторые просто в ужасном. Так что я, практически не раздумывая, согласилась к сумме, на которую рассчитывала, добавить еще почти тысячу долларов, чтобы избавить себя от головной боли по проведению столь же дорогостоящего ремонта».
Правда при повышении привлекательности квартиры велика вероятность и того, что в стремлении подороже ее продать собственник может переборщить в уровне ремонтных работ. Случается, что продавец делает в квартире капремонт, надеясь включить в ее стоимость еще и, например, дизайн. Однако в большинстве таких ситуаций подобные затраты на улучшение жилья не окупятся. Это актуально, пожалуй, только для рынка элитного жилья и аренды.
«На сегодняшний день разброс цен на жилье остается большим, – утверждает руководитель одного из офисов АН «Визит» Айгуль Минвалеева. – Внутри каждой категории объекты недвижимости меняют цену в сторону удорожания в зависимости от месторасположения, этажности, в том числе и от «внешнего вида». Но ремонт тоже можно рассматривать в различных аспектах. Если ориентироваться на косметический ремонт без глобальных вложений, то он может помочь только срочности продажи. Если же делать ремонт, при котором квартира будет лучше оборудована: заменить полы, окна, трубы водоснабжения, – то можно говорить об удорожании квартиры. Ведь при этом меняется качество жилья».
Существенно увеличивают цену продавцы при проведении евроремонта. Однако на сегодняшний день это уже не столь актуально, как несколькими годами ранее. Айгуль Минвалеева считает, что в настоящее время покупатели обращают больше внимания на экологическую чистоту материалов, которые будут их окружать внутри помещения. Многие понимают, что, например, при большом количестве пластика меняется стилистика обстановки, но не качество жилья.
Наибольшее значение внешний вид квартиры имеет при продаже элитного жилья. Не так давно считалось, что именно в этом сегменте рынка недвижимости имеет смысл предлагать к продаже голые стены, а все остальное сделает состоятельный владелец. Сейчас большим спросом пользуются квартиры с полной отделкой интерьера. В этом сегменте недвижимости ремонт играет не последнюю роль, поскольку практически всегда является дизайнерским проектом. А это ведет к существенному удорожанию жилья. Согласно экспертной оценке, едва ли не вдвое.
Товар лицом
Перед показом квартиры потенциальному покупателю не поленитесь провести уборку, освободить балкон от ненужного хлама, вкрутить мощные лампочки, почистить окна, починить розетки и выключатели и сделать другие подобные мелочи. Затрат немного, а положительное впечатление создано.
Чтобы квартира смотрелась более выгодно, максимально расширьте ее пространство. Для этого уберите темные ковры и дорожки, которые визуально уменьшают площадь помещения. Лучше убрать и мебель, поскольку в пустой квартире потенциальный покупатель уже начинает мысленно расставлять свою мебель.
Не забывайте о множестве мелких нюансов, влияющих на успех в продаже квартиры: как и где подано объявление, какую информацию оно содержит, как вы общаетесь с потенциальными покупателями по телефону и при личной встрече, как организован показ квартиры, как вы обсуждаете ее цену, достоинства и недостатки. И тогда квартира непременно найдет своего покупателя.