Недавнее открытие торгово-развлекательного комплекса «Космопорт» в самой обойденной торговыми центрами и обделенной цивилизованными развлечениями (американские горки – не в счет) части города поставило ребром вопрос о роли торгово-развлекательных комплексов в жизни нашего мегаполиса.
Несмотря на наметившуюся тенденцию, в Самаре до сих пор еще не стало хорошим тоном наличие развлекательной составляющей в торговых объектах. В городе около 50 крупных торговых центров, из них торгово-развлекательных – только три: молл «Парк-Хаус» (детище компании Mall Management), «Мегакомплекс Московский» и «Космопорт» (оба принадлежат компании «Виктор и Ко»), хотя развлекательная зона в последнем еще не заполнена. Как сообщает пресс-служба компании «Виктор и Ко», на втором этаже «Космопорта» запланирована развлекательная зона – фуд-корт, киномультиплекс и развлекательный центр «Стар Гэлакси». Впервые в Самару приходит мировая сеть, отличающаяся от прочих имеющихся развлекательных центров тем, что она рассчитана на активный семейный отдых, а не только на развлечение детей.
Удовлетворяют ли потребности города с населением в 1 млн 139 тысяч человек три торгово-развлекательных центра?
«Если говорить об усредненных статистических цифрах, то рынок уже насыщен торгово-развлекательными центрами, – утверждает Дмитрий Баранов, главный аналитик департамента стратегического планирования и исследований рынка Mall Management. – Однако есть основание полагать, что официальные статистические данные сильно занижены и не дают реальной корректной картины. Особенно в том, что касается реальных доходов и, соответственно, покупательной способности граждан. На самом деле в России, по некоторым данным, реальные цифры могут быть занижены в 2-5 раз. Если учесть все, что не учитывает статистика, то в Самаре еще можно и нужно строить торгово-развлекательные центры. Главное – они должны отличаться друг от друга. Сейчас же мы, к сожалению, наблюдаем клонирование. Если будут новые концепции, этот рынок может развиваться до бесконечности. Когда нет выбора – все едут в одно место. Когда есть выбор, каждый выбирает то, что подходит именно ему – по месторасположению, по ценам и так далее. Но в целом, развлекательная зона – это, безусловно, дополнительный плюс торговому центру и инструмент увеличения трафика», – констатирует Дмитрий Баранов.
«Наряду со спросом на моллы суперрегионального масштаба c мощной развлекательной составляющей, у населения по-прежнему существует спрос на старые торговые центры без сильной концепции, хотя бы из-за географической приближенности ТЦ к их месту проживания, – считает директор «RBE-риэлт» Александр Бандаров. – Многим горожанам до сих пор неважно, как выглядит объект и есть ли у него развлекательная составляющая».
Тем не менее, о том, что торгово-развлекательный рынок еще далек от насыщения, говорит тот факт, что сейчас в Самаре уже строится один и проектируется еще несколько торгово-развлекательных комплексов.
«Ведущие игроки строительного сектора региона заявляют о строительстве новых мультикомплексов, в которые входят не только магазины, но и развлекательная инфраструктура с кинотеатрами, ночными клубами, фуд-кортами и полноценными ресторанами в составе этих комплексов, – говорит директор по маркетингу и рекламе GSH Management Consult Ольга Гладкова. – Это не просто дань моде или погоня за Москвой, где бум на мультикомплексы наблюдается последние пять лет, а сложившаяся потребность. Сейчас людям недостаточно только сходить в магазин или только посмотреть кино. Им нужны все удовольствия сразу, что называется, в одном флаконе – место, куда можно прийти всей семьей, походить по магазинам, пообедать-поужинать и заодно сходить в кино. Поэтому и строятся мультикомплексы. От них выгоду получают все – и покупатели, и собственники магазинов, и представители развлекательной инфраструктуры».
Итак, на открытие каких мультикомплексов самарцы могут рассчитывать в ближайшее или чуть более отдаленное время?
Первый в списке – торгово-развлекательный центр на улице Физкультурной. Его строит дочерняя компания холдинга «Марта» — «РТМ Девелопмент». Трехэтажный торгово-развлекательный центр расположится на площади около 5,6 га на стыке трех густонаселенных районов Самары: Промышленного, Кировского и Советского, по адресу ул. Физкультурная, д. 103.
Площадь аренды будущего ТРЦ составит около 40 тысяч квадратных метров. Кроме торговых арендаторов, здесь разместятся кинотеатр площадью более 3,2 тысячи «квадратов» и фитнес-центр. Открытие ТРЦ планируется в 2009 г.
Остальные проекты, что называется, в разработке.
Однако мы совершенно точно можем ждать в 2010 году открытия ТРЦ в Железнодорожном районе – на территории бывшего кабельного завода. В августе компания X5 Rеtail Group завершила покупку площадей бывшего завода «Волгакабель» у группы «СОК». Развивать проект будет девелоперская «дочка» группы Х5 Development. Территория завода в 9,5 га будет очищена, и на этом месте будет отстроен торгово-развлекательный комплекс. Молл включит в себя ТЦ с торговыми площадями порядка 200 000 квадратных метров и отдельно стоящий гипермаркет формата «все для дома», площадь которого составит около 15 000 квадратных метров. Какую площадь займет развлекательная часть – пока точно неизвестно, так как концепция объекта не утверждена окончательно.
Еще один ТРЦ запланирован в составе проекта «Самара-Центр» – на месте бывшего подшипникового завода (СПЗ-4).
Инвестором проекта выступает петербургский инвестиционный фонд «Наследие – стратегические инвестиции», который в августе купил ЗАО «СПЗ-4». Проект предполагает развитие участка площадью 32 гектара, ограниченного Московским шоссе, улицами Луначарского и Мичурина. На этой территории в ближайшие 10 лет планируется возвести более 800 тысяч квадратных метров жилой и коммерческой недвижимости. В том числе – ТРЦ площадью 160 тысяч квадратных метров. Работы ориентировочно начнутся в конце 2008 года.
К разработке мастер-плана застройки территории уже приступила знаменитая американская архитектурная мастерская NBBG, а в разработке маркетинговой концепции принимают участие лидеры международного и российского рынка консалтинговых услуг в сфере недвижимости, компании Jones Lang LaSalle и DTZ.
«У этого проекта огромный потенциал, – высказал свое мнение Дмитрий Баранов, – очень хорошие шансы стать главным торгово-развлекательным центром Самары. Если, к тому же, застройщики проявят щедрость в вопросе благоустройства прилежащих городских территорий, эта щедрость хорошо окупится. Кроме того, на проект пригласили очень сильную группу американских архитекторов – так что этот ТРЦ ожидается интересным и с архитектурной точки зрения».
Ну и, конечно, нельзя не упомянуть о торгово-развлекательном комплексе на автомагистрали «Центральная», который вместе с самой магистралью собирается строить группа компаний RBE. Правда, это уже за чертой города, на полпути между Самарой и поселком Петра Дубрава. Группа компаний RBE, владеющая 2 400 га земли в Волжском районе, выделила площадку для строительства торгово-развлекательного комплекса, который претендует на межрегиональный статус. В развлекательную часть ТРК войдут ресторанный комплекс, гостиница и аквапарк. Рассматривается проект создания водного кинотеатра.
Но основным объектом развлекательной зоны станет высокотехнологичная трасса для проведения автомотогонок. Проектом займутся московские специалисты, у которых уже есть опыт создания подобных трасс. Внутри нее разместятся два автодрома: один – для картинга и второй – для гонок с естественными препятствиями.
«Это позволит проводить в Самарской области соревнования межрегионального и международного уровня, что, безусловно, повысит туристическую и инвестиционную привлекательность губернии, – говорит директор ООО «RBE-риэлт» Александр Бандаров. – Нашей целевой аудиторией являются жители не только Самары и губернии, но и всего Поволжского региона. Альтернативы этому проекту сейчас нет».