Когда душе хочется прекрасного и возвышенного, а Микеланджело, который мог бы покрыть гениальными фресками стены и потолок вашего палаццо, как назло, скончался несколько веков назад, выход всё таки есть – витражи.
В классическом определении витраж – это декоративная сюжетная или орнаментальная композиция из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет. Еще в раннехристианских базиликах V-VI веков предпринимались попытки создания витражей. В то время окна заполнялись тончайшими прозрачными пластинами камня (алебастра и селенита), которые собирались в символические орнаменты. Но в восточном христианстве витражи не прижились и были полностью вытеснены мозаиками. Западноевропейская церковь же оценила достоинства витражей и активно использовала их в декоре средневековых соборов. И даже отвела им значительное место в теологических трактатах. Основной причиной такой любви к витражу стала его способность окрашивать свет, пропуская его через стекла, в различные цвета и создавать тем самым в храме особую эмоциональную атмосферу.
Позднее под витражами стали понимать прозрачные картины, рисунки, узоры, выполненные из стекла или на стекле. Особенно любили их художники и декораторы эпохи модерна. Собственно, наличие витражей с характерными плавными изогнутыми линиями можно считать одной из примет стиля модерн.
В наше время это понятие еще более расширилось, и теперь так называют любые декоративные стеклянные заполнения оконных и дверных проемов, подвесных потолков, зимних садов, перегородок, витрин, ширм, панно, световых фонарей, плафонов, бра, сводов, куполов, сплошных плоскостей стен и даже специальные художественные изделия для украшения интерьера.
В Самаре не так уж много фирм и художественных мастерских, которые владеют этим искусством – примерно десяток. Работа эта требует безупречного художественного вкуса и ювелирной техники. Да и для заказчика это удовольствие не из дешевых. Тем не менее спрос на изготовление витражей у самарских ценителей прекрасного вполне устойчивый и даже с тенденцией к росту.
«Витражи были актуальны всегда и продолжают быть актуальными, – считает директор «Художественной мастерской Морозова» Роман Морозов. – Но сегодня они из объектов искусства становятся, скорее, предметом роскоши. Обеспеченные люди давно знакомы с классической техникой тиффани и охотно её заказывают в свои коттеджи. Но есть и более бюджетный вариант – плёночный. И такие псевдо-витражи становятся всё более популярны, особенно в городских квартирах».
«Мы уже четыре года работаем на рынке, и с каждым годом тема витражей становится всё более востребованной у самарского потребителя, – говорит менедежер ООО «Светлый Град» Дмитрий Донсков. – Сейчас наметилась тенденция отхода от хай-тека и возвращения к классике. Например, в моде снова натуральное дерево. И витражи как элемент классического стиля тоже. Тем более что изображение сейчас можно сделать практически любое. К примеру, мы сделали в столовой «Белого дома» витражное панно с пейзажем – видом на Волгу».
Современные композиции выполняются в разных техниках. Классический вариант – это наборный витраж, где отдельные куски цветных стекол соединяются между собой профилем из свинца, меди или латуни. Такая конструкция имеет одно ограничение – из-за жесткости формы ее можно использовать только в качестве заполнения ниш в стенах и в оконных проёмах.
Тиффани – это технология, изобретенная в конце 19 века и названная по имени своего создателя. При изготовлении витража в технике тиффани отдельные цветные стекла, выкроенные в соответствии с предполагаемым рисунком, обтачиваются на станке. Затем каждая стеклянная пластина оправляется оловянной фольгой, и стекла спаиваются между собой.
Витражи тиффани имеют массу достоинств. Техника их изготовления позволяет создавать сложные композиции из очень мелких деталей, ведь фольга даёт возможность соединить их под любым углом друг к другу так, что витражное полотно может быть выпуклым или вогнутым. И, кроме того, витражи тиффани не боятся высоких температур, поэтому прекрасно подходят для всевозможных светильников.
Одно из модных ноу-хау последних лет – техника фьюжинга. На цельном пласте стекла собирается рисунок будущего витража из кусочков цветного стекла, стеклянных гранул и тому подобного. Затем стекло разогревается в специальной печи до температуры 850 градусов и спекается в цельный пласт. Эта технология позволяет играть не только цветом, но и фактурой – стекло может быть толще и тоньше в разных местах. Переход цвета получается плавным, нет никаких металлических каркасов.
«Техника фьюжинга открывает больше возможностей, – рассказывает Дмитрий Донсков. – Мы делаем, например, в этой технике картины Манэ из стеклянной крошки разной фактуры. Больше возможностей варьировать цвет – путём наложения одного на другой. Плюс объёмность изображения (в отличие от техники тиффани), что также создаёт дополнительные возможности с точки зрения дизайна».
Витраж обладает уникальными способностями организации пространства. Активное использование его уместно для того, чтобы, например, зрительно расширить пространство или акцентировать в нем определенные зоны. Этому способствует и графика витражного рисунка. А цветовая гамма и пластика используемого стекла создают атмосферу, настроение. Благодаря своей светопропускной способности плоскость витража может служить прекрасным приемом зонирования, не нарушающим целостности восприятия пространства. Только витраж способен создавать в интерьере особую световоздушную среду, изменчивую и непредсказуемую игру цвета.
«Оконные витражи – это беспроигрышный вариант в домах в классическом стиле с примесью модерна или в романтично-замковом стиле, – уверена дизайнер дизайн-группы «Дактиль» Елена Савенкова. – В интерьере же виражи используются для украшения и усложнения пространства. Например, для отделения зоны ванной от холла. Мы делали витражную стену, которая служила ширмой, и одновременно, благодаря подсветке, выполняла функцию светильника. Это очень красиво. Вообще витраж в интерьере облегчает пространство за счёт самого материала – стекла. С другой стороны, яркая композиция может быть цветовым акцентом в интерьере. Например, при использовании ее в виде потолочного бра или, как его ещё называют, потолочного окна. Это может быть своеобразным компромиссным решением, ведь любой витраж по деньгам – это роскошь. Но потолочное бра при небольшой площади – один квадратный метр – может стать ярким, дорогим акцентом, который особенно хорошо смотрится в минималистичном интерьере. Метраж небольшой, а эффект огромный».
Помимо дорогих высокохудожественных удовольствий, существует и эконом-вариант витража, упоминавшийся Романом Морозовым. Это аппликационный, накладной, «плёночный» вариант – фальшвитраж. На лист стекла помещают самоклеящиеся пленки, имитирующие цветное стекло, а стыки пленок с обеих сторон закрывают металлической протяжкой. Можно сказать, что аппликационный витраж – это дешёвая, но качественная имитация классического витража, причем пленка позволяет тонко проработать самые мелкие детали.
Но будь это скромный вариант для прижимистых или бесстыдно дорогостоящая роспись по стеклу – все витражи объединяет одно: то, что их породило – свет. Только свет позволяет в полной мере раскрыться красоте композиции – ее краскам и фактуре. Только свет даёт жизнь этому творению.
«Любому витражу нужен свет, – напоминает Елена Савенкова. - Естественный дневной – оконному и искусственная подсветка – витражу в интерьере. Иначе это деньги, выброшенные на ветер».