Рассказы про «черных риэлтеров» в Самаре уже привычней любых других «страшилок». Появление в городе множества крупных местных и федеральных агентств недвижимости ситуацию не изменило. Напротив, такое насыщение рынка в еще большей степени запутало потенциальных клиентов. Теперь, как утверждают собственники, мошенники предпочитают действовать от имени известных и авторитетных компаний.
Недобросовестные риэлтеры — отдельная беда самарского рынка недвижимости. Даже такие крупные игроки, как «Арбат», «Визит», «Дисса», «Спектр недвижимости», «Центр недвижимости», «Усадьба», «Мабис», «Новый город», «Чек», на долю которых приходится более 60% от всего оборота рынка, не застрахованы от потери престижа и репутации. Все дело — в той самой пресловутой юридической безграмотности и невнимательности населения. Самарцы очень часто даже и не задумываются о том, чтобы проверить, состоит ли их риэлтер в штате компании, от имени которой он действует. Название бренда производит сильное впечатление и каких-либо других доказательств, как правило, не требуется. Кроме того, существует и порядка четырехсот более мелких организаций. Некоторые из них — официально даже не зарегистрированы. Это фирмы-фантомы, однодневки, которые исчезают практически сразу после того, как «провернут» хотя бы одну сделку.
Отдельно хочется выделить соседствующий с областной столицей Чапаевск. Именно сюда чаще всего «выселяли» жертв своих махинаций риэлтеры-обманщики. Дорогие самарские квартиры они приобретали взамен куда более дешевых чапаевских. В этом смысле город даже оброс дурными слухами. Хотя, конечно, официальной статистики по таким «выселенцам» не ведется — слишком уж много среди них алкоголиков и наркоманов, которые особо и не заметили «переезда».
Технология такой деятельности практически неизменна. Хотя и тут есть свои вариации. Сначала мошенники входят в доверие к своим «клиентам». Они либо представляются риэлтерами, которые готовы помочь с решением жилищных и финансовых проблем, либо вовсе позиционируют себя в качестве «собутыльников». Метод практически безотказный. Жертвы рано или поздно соглашаются на все выдвигаемые условия: подписывают генеральную доверенность на свою жилплощадь, расписки о получении крупных сумм денег, другие документы, позволяющие мошенникам самостоятельно распоряжаться имуществом потерпевших. Иногда в ход идут шантаж, угрозы и насилие.
Стоит отметить, что правоохранительным органам удается время от времени задерживать подобные преступные группировки. Один из наиболее громких самарских процессов — дело банды Светланы Иерусалимовой конца 2004 года. Члены группы обвинялись в 2 убийствах, 4 мошенничествах в особо крупных размерах и 14 махинациях с квартирами. Преступники подыскивали одиноких или пьющих людей и силой заставляли оформлять документы на продажу квартир. Особо несговорчивых отвозили в лес и убивали. Полученные таким образом квадратные метры оформлялись в собственность и продавались. Интересно, что часть этих риэлтеров действительно работали в различных самарских агентствах недвижимости.
Однако это лишь верхушка айсберга. Большинство не вполне законных действий совершается частными лицами, оказывающими посреднические услуги. Очень часто они берут со своих клиентов пусть и небольшие, но все же весьма ощутимые суммы в качестве предоплаты. Затем практически перестают проявлять какую-либо активность. Доказать тут что-либо сложно.
Частные лица — не единственный источник опасности. Многие из агентств недвижимости предлагают своим клиентам так называемый «типовой договор». Смысл его заключается в том, что с юридической точки зрения это не двухсторонний договор соглашения, а скорее, договор присоединения. Формулировки, в нем заключенные, обжалованию и изменениям не подлежат, они стандартны. Клиенту остается лишь безропотно поставить под документом подпись. Если же он с чем-то не согласен, то компания направляет его в свой юридический отдел, где, по словам многих пострадавших, им «пудрят» мозги.
Как правило, большинство типовых договоров изначально содержат в себе различного рода ловушки, которые, при неблагоприятном исходе дела, работают на агентство, не совсем понятные формулировки. Помните, что вы вправе потребовать изменения не устраивающих вас пунктов. Если компания отказывается что-либо менять, то лучше обратиться в другую организацию. Такой отказ свидетельствует только о том, что юристам просто лень работать над оформлением другого документа.
Есть и «подставы» несколько иного рода. Закон они, в принципе, никак не нарушают. Многие риэлтеры, например, вводят собственников квартир в заблуждение. Они специально придерживают продажу для каких-то своих людей за определенное вознаграждение. Квартира за это время может существенно подорожать. Или, стремясь продать как можно дороже и заработать на комиссионных, совсем не учитывают того, что клиенту необходимы «быстрые деньги». В общем, различных законных способов нажиться тоже предостаточно.
Вывод один — услуги специалистов, действующих на самарском рынке недвижимости, пока далеки от совершенства. Во многом в этом виноваты и сами клиенты, которые часто доверяют риэлтерам, не вникая в тонкости всех процессов. В таких случаях у них увеличивается соблазн к злоупотреблению этим самым доверием. Пожалуй, наиболее разумный выход из такой ситуации — сотрудничество с компаниями, которые уже положительно зарекомендовали себя в работе с другими клиентами. Хотя даже такой вариант, как показывает практика, не обезопасит вас от мошенников со стопроцентной вероятностью.