В среду чиновники городской администрации прояснили ситуацию по одной из самых больных для Самары тем – снос ветхого жилья и переселение граждан, в нём проживающих.
Совершим небольшой экскурс в суть вопроса. Адресная программа переселения из ветхого и аварийного жилья принята и работает с 2003 года. Однако в 2007 году на эту программу из городского бюджета не было выделено ни копейки – все работы по переселению, которые велись в городе, были произведены за счет застройщиков.
В 2007 году была подготовлена адресная программа сноса и реконструкции ветхого и аварийного жилья. Городская дума приняла её 20 марта 2008 года, одновременно с Генеральным планом Самары. И это не случайно. Приняв Генплан, город отказался от точечной застройки. Следовательно, в соответствии с Градостроительным кодексом, должны быть разработаны комплексные проекты планировки территорий, на основании которых должна осуществляться застройка. Территории, подлежащие развитию, объединены в адресную программу развития застроенных территорий городского округа Самары (пока ещё не утверждена думой). Изначально снос ветхого жилья и развитие застроенных территорий были объединены в одну программу, что логично. Но юристы городской думы нашли в этом противоречие федеральному законодательству, в результате чего снос и развитие разнесли по двум разным программам.
В программу развития включены, в первую очередь, территории с малой плотностью застройки, занятые ветхими одно- и двухэтажными строениями. Общая площадь ветхого жилья на территориях, вошедших в программу, составляет более одного миллиона квадратных метров. Несмотря на то, что программа ещё не принята городской думой, она была ещё в прошлом году утверждена коллегией горадминистрации и работа по ней началась. За весь 2007 год вышло 46 постановлений главы города о разработке проектов планировки. Городской департамент по строительству и архитектуре готовит постановления и исходные данные для разработки проекта планировки. После проведения публичных слушаний по проектам планировки, территории выставляются на торги. Инвестор, пожелавший вложить деньги в развитие застроенной территории, получает в качестве обязательного условия предписание снести ветхое жильё, находящееся на территории и расселить проживающих в нём граждан. Вообще-то, по закону, расселение граждан входит в процесс подготовки площадки к аукциону, который должна осуществлять городская администрация. Однако, в связи с отсутствием у города средств на это мероприятие, администрация пошла к решению этой проблемы другим путём.
Адресная программа сноса ветхого и аварийного жилья включает в себя около 5000 домов. В ней перечислены дома, которые подлежат сносу в связи с тем, что они не соответствуют нормам проживания.
«Как вы знаете, у нас по стране 60% ветхого жилья, – говорит главный архитектор города Самары Андрей Смирнов. – У нас в городе точно такая же ситуация, осложненная тем, что в последние 10 лет у нас велась точечная застройка и снос ветхих домов осуществлялся только там , где это было крайне необходимо, то есть там, где возникала опасность для проживающих граждан».
Кроме того, в программу включены здания, которые нуждаются в капитальном ремонте, к примеру, в полной замене инженерных сетей, а также памятники истории и архиетктуры, которые необходимо реставрировать. Главный архитектор города особо подчеркнул, что здания, имеющие историческую и художественную ценность, сносить при комплексной застройке никто не будет.
Работа по программам рассчитана до 2015 года, и к этому времени все ветхие дома должны быть снесены, а граждане, в них проживающие, переселены. В этом году процесс, наконец, будет запущен – в 766 квартале, где одновременно ведется работа и по городской и по областной программам. Совместными усилиями городской департамент по строительству и областное министерство строительства и ЖКХ возводят здесь пятисекционный 16 этажный дом, куда будут переселены граждане из находящихся в этом же квартале ветхих двухэтажек.
Что касается порядка предоставления жилья обитателям приговоренных к сносу домов, то для собственников жилья и граждан, проживающих в не приватизированном жилье по договору социального найма, он различен.
«Нанимателю и всем членам его семьи предоставляется равнозначное по общей площади жилое помещение, независимо от количества порживающих или зарегистрированных в нём людей, – поясняет руководитель отдела по учету и распределению жилой площади департамента городского хозяйства Анатолий Поликарпов. – Для собственников жилья 32 статья Жилищного кодекса предусматривает следующее. Если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, то орган, принявший это решение, даёт предписание собственникам о его сносе или реконструкции. Если собственники жилых помещений не производят реконструкции здания, то принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен дом и изъятии жилых помещений у собственников путём выкупа. Собственник должен быть уведомлен о сносе за один год. При определении выкупной цены учитывается как рыночная стоимость помещения, так и убытки, которые понесёт собственник в связи с переменой места жительства. Если компромисс по цене не найден, вопрос решается в судебном порядке».
Таким образом, новый Жилищный кодекс свёл на нет усилия граждан, всеми правдами и неправдами старавшихся прописать в своих старых домах как можно больше родственников в надежде на получение нового жилья большей площади. Анатолий Поликарпов успокоил тех, кто стоит в очереди на жильё: переселение в другое помещение не аннулирует очередь на получение новой квартиры. Ведь поскольку жильё предоставляется равной площади, вряд ли это можно считать улучшением жилищных условий.
Фото: Фото автора