С этим утверждением гостя Dom63.ru трудно не согласиться. Основано оно не только на многолетнем опыте и профессионализме генерального директора группы строительных компаний «Самаражилинвест» Константина Анцинова, но и на сложившиеся в последний год в Самарской области предпосылки к развитию строительной отрасли, которые во многом связаны с новым курсом в политике губернского правительства. Этот курс развития направлен на рост инвестиционной привлекательности региона, невозможной без развития строительной отрасли. Поэтому самарские строители во многом сегодня работают не благодаря, а вопреки объективно сложившимся годами трудностям на рынке, преодолевая их и рассчитывая на стабилизацию ситуации.
– «Самаражилинвест» реализовала на территории города «Европейский квартал». Скажите, как была придумана идея проекта? В чем состояла ее суть? И в какой степени начальная задумка воплотилась в реальность?
– Про «Европейский квартал» много сказано, поэтому буду краток. На сегодняшний день можно подвести итоги. Уже 10 лет прошло, мы завершаем работу над «Кварталом». Все жилые дома, построенные нашей организацией, сданы в эксплуатацию и прошли правовую регистрацию. На днях комиссия принимает последние два офисных центра с гаражным комплексом. Может быть, сейчас я бы сделал кое-что по-другому, особенно в плане архитектуры. Но дефолт 1998 года поломал все наши планы. Однако, пока, как ни крути, это единственный в городе реализованный проект квартальной застройки. И в ближайшие пять лет, думаю, не предвидится окончания квартального строительства где-нибудь рядом.
В 2005 году на Всероссийском конгрессе по недвижимости мы получили премию «Лучший реализованный девелоперский проект России». В самом названии уже заложено обозначение – реализованный. Хотя это, скорее, не девелоперский, а уже редевелоперский проект. Мы отселили более 300 семей, проложили все инженерные коммуникации. Благодаря нам все учреждения вокруг имеют новые инженерные сети. Мы единственные в городе прошли три градостроительных совета при главном архитекторе города – и концепция застройки квартала в целом, и проект каждой высотки. И Жуков, и Корякин, и Харитонов (главные архитекторы города Самары, – прим. ред. Dom63.ru) – все поучаствовали. Критики было достаточно, но на сегодняшний день это факт – все квартиры распроданы. И на вторичном рынке жилья наших квартир практически нет. Если человек купил здесь квартиру, он отсюда не уезжает. Это единственный квартал, где вместе с жильем построен паркинг – на 230 машин, не считая тех парковочных мест, которые существуют под домами – их не видно (всего около 500 парковочных мест). Ни одного жилого комплекса в центре города вы не найдете, где бы функционировало столько парковок. Не зря банки и бутики облюбовали «Европейский квартал». На сегодняшний день считаю наш проект состоявшимся.
– Помимо «Европейского квартала», ваша компания начала строить «Степ Грин Хаус» в 111 Квартале. Расскажите об этом проекте. В чем будет его существенное отличие от «Европейского квартала» и других элитных жилых комплексов в Самаре?
Этим проектом мы занимаемся довольно давно, но само строительство начали только в этом году. Проект «Степ Грин Хаус» – это три жилых секции с переменной этажностью от 11 до 24 этажей плюс торговый центр и ресторанный комплекс. Все это должно располагаться на двухуровневом гаражном стилобате. Поэтому довольно трудно было в плане архитектуры «вписать» его в существующие рамки. В отличие от «Европейского квартала», который по частям проектировали несколько разных групп архитекторов, здесь работали такие известные специалисты как Владимир Иванович Жуков и Анатолий Иванович Баранников. В каждом комплексе, я считаю, должна быть какая-то «фишка» – то, чем он отличается от других. Мне хотелось, чтобы здесь также было что-то особенное. Когда мы были на выставке в Париже и Америке я обратил внимание, что террасы всех домов заняты зонами отдыха и садами, нет крыш в нашем понимании этого слова. Терраса всегда используется для отдыха, с барбекю или бассейном... Мы взяли эту идею за основу нового комплекса, которую затем осталось воплотить с учетом российских погодных условий.
Так появился дом с так называемым «пятым фасадом»: если смотреть с верхней точки, то можно увидеть 11 пентхаусов, каждый из которых имеет террасу. Это не зимний сад, а открытая терраса. Я не буду рассказывать все тонкости, как это делается, но фактически это будет зеленая зона – с деревьями и газонами. Отсюда название «зеленые ступени». Это комплекс самодостаточный. Мне кажется, мы вполне можем рассчитывать на какую-либо очередную всероссийскую премию после окончания этого проекта. Учитывая темпы строительства, я думаю, сдадим объект раньше срока. Это, наверное, последний дом подобной этажности здесь, в центре Ленинского района, потому что у нас достаточно предвзято депутаты и чиновники из комиссии по застройке относятся к строительству высотных домов в центре города. Хотя решение этих вопросов всегда относилось к функции градостроительного совета при главном архитекторе города Самары.
– В связи с последними политическими и экономическими событиями некоторые эксперты уверены, что покупательская способность населения страны может быть снижена в перспективе. Можно ли ожидать негативных колебаний на самарском рынке недвижимости?
– Думаю, надо разделять Россию в целом и Самару. Поэтому у меня относительно положения дел в Самарской губернии мнение более оптимистичное, чем относительно состояния всей строительной отрасли по России. Самара всегда была в тройке лидеров по экономическому потенциалу. Наш новый губернатор, Владимир Артяков, отлично взаимодействует с центральной властью и не зависит ни от каких финансово-промышленных групп. Благодаря его деятельности, на сегодняшний день по области инвестиций – 130 миллиардов рублей. Сами понимаете, какое это вливание денег в экономику области! Вы обратите внимание на бюджет, который у нас в области принят – это бюджет социальной направленности: деньги заложены на здравоохранение, на образование, на строительство, на дороги, инженерное обеспечение и так далее. Деньги вкладываются в создание инфраструктуры, и инвесторы будут приходить не на пустое место. При этом неважно, чем именно они будет заниматься: животноводством, строительством или чем-то ещё. АвтоВАЗ возрождается. Предприятия АПК переданы госкорпорациям и работают. Заключены соответствующие договора с «Роснефтью», «Транснефтью», «СиБуром». А если деньги в область поступают, то и благосостояние населения повышается. И люди готовы покупать жильё, которое мы строим. Так что я не вижу здесь ничего, кроме позитива.
– Чем объясняется интерес вашей компании к сегменту элитного жилья?
– Заработать в сегменте дешевого жилья практически нереально. Например, кирпич, бетон и арматура – они везде кирпич, бетон и арматура. То же самое с техникой: что на дешевом, что на элитном строительстве. Инженерные сети мне обойдутся одинаково: если я буду строить на Безымянке или в Ленинском районе. Расходная часть на строительство практически одна и та же. Если, конечно, не строить на пустой площадке – тут разница в затратах на отселение. Но вы сами понимаете, что в наших условиях невозможно не иметь какого-то ценового задела. Может, мы и лишаемся при повышении цены какой-то группы покупателей, но мы, во всяком случае, никогда не станем здесь банкротами и, самое главное, выполним свои обязательства перед дольщиками. Здесь можно просчитать заранее, во сколько тебе обойдётся этот комплекс – с учетом всех инфляционных процессов. Поэтому в рамках «элитки» работать проще и надежнее для клиентов.
– Константин Петрович, каково будущее строительного бизнеса в Самаре? Ведь не секрет, что этот вид бизнеса один из самых сложных. И удержаться на вершине в течение нескольких лет, не говоря уже о двух десятках, достаточно сложно.
– Будущее есть, если новая команда губернатора, и в том числе областное министерство строительства и ЖКХ наведёт порядок в отрасли. По моему мнению, необходимо забрать все функции у города, потому что по факту получается неразбериха: земли выделяет областное министерство, потом разрешение даёт город, строим, а приемку осуществляет опять министерство, и опять акт ввода в эксплуатацию подписывает мэр. Считаю, что все полномочия должны быть у какого-то одного ведомства. На сегодняшний день самая профессиональная команда – это министерство строительства и ЖКХ. Поэтому, я думаю, новая команда должна порядок навести, и года через два всё нормализуется.
– Недавно прошедшие первые аукционы по развитию застроенных территорий признаны несостоявшимися из-за отсутствия заявок. Как вы считаете, в чем состоит «непривлекательность» участия для строительных компаний в этих торгах?
– Я говорил, что ни один из аукционов так и не состоится. Вряд ли кто-то из застройщиков купит эти площадки. Должно быть наоборот – государство должно доплачивать застройщику из средств целевых программ по сносу и переселению из ветхого и аварийного жилья, чтобы он взял площадку. Тому, кто согласится на ней строить, государство должно выплачивать дотации – на отселение, на инженерные сети. Ведь площадка должна, согласно закону 214 о долевом участии, выставляться на аукцион полностью готовая к строительству. На ней должно быть произведено отселение, подведены все сети. И с четким планом застройки, чтобы можно было просчитать экономику. А площадки, которые сейчас выставляются, не ликвидны. Плюс ещё, на них ограничения по этажности и объёмам строительства. Чтобы деньги, потраченные на строительство, сети и отселение, как-то компенсировать, нужно строить дома до 25 этажей. Кто на сегодня может купить площадку, на которой проживает 300 семей – то есть 600-800 человек? На их отселение нужно приблизительно 25 миллионов долларов. Непонятно, сколько каких жильцов – сколько «муниципалов», сколько частников. Какие техусловия по сетям ? Поэтому я не знаю, зачем вообще эти торги. Просто галочку поставить?
– Одним из путей достижения высоких темпов развития строительства в России, по замыслу разработчиков национального проекта, должно стать качественное отраслевое образование и наличие на рынке труда большого количества рабочих строительных специальностей. В Самарской области с этим проблем нет?
– С кадрами дела обстоят плохо. А где их взять? По монолитному домостроению в Самаре появились специалисты только благодаря строительству онкологического центра. Если б не этот проект, у нас не было бы, наверное, ни одного инженера-проектировщика, ни одного специалиста по монолиту. Возьмем любую компанию, которая занимается монолитом, и выяснится, что в каждой есть человек, прошедший школу онкоцентра – бригадир, мастер, прораб и так далее. То же самое касается конструкторов – тех, кто проектирует высотные монолитные дома. Что касается молодых специалистов, то мы готовы выплачивать именные стипендии, финансировать подготовку тех специалистов, которые нам необходимы.
– Как вы относитесь к использованию на строительных площадках некоторыми строительными компаниями труда так называемых гастарбайтеров?
– Услугами гастарбайтеров мы никогда не пользовались, монолитные каркасы мы возводим сами. Есть специализированные организации, которые как субподрядчики работают с нами по 10 лет. Но они дорогие! Хорошие всегда дорогие. Мы пользуемся услугами компаний, которые могут отвечать за качество работ. Такие как ООО «Компания АйБиЭль», ООО «ИнКом», ООО «Газодинамическая лаборатория», ГК «Свет».
– Есть ли у вас, у бизнесмена, строителя с огромным опытом, секрет успеха?
– В чём мой секрет успеха? Я не трудоголик, но не люблю ленивых. Я не приветствую инициативу, потому что некоторые просто путают самостоятельность и инициативу. Ты должен чётко и внятно исполнять определенные указания в рамках своей компетенции. А в остальном... даже не знаю. Искорка, наверное, должна быть, божья: на работу нельзя по принуждению и за деньги ходить.
ОАО «Самаражилинвест»
Отрытое акционерное общество
«Самарская жилищно-инвестиционная компания»
443010, г. Самара, улица Чапаевская, 203.
Телефоны: (846) 373-53-43
270-46-09
Факс: 373-55-55