Помещения под магазины в сегменте street-retail серьезно упали в цене. Дешевеет как аренда, так и продажа офисов. И если раньше число охотников за свободными площадями в центральных торговых коридорах Самары превышало предложение, то теперь ситуация изменилась с точностью до наоборот. Владельцы торговых площадей довольно охотно идут на торг.
Число вакантных мест под стрит-ретейл стремительно растет. Многие компании сворачивают бизнес, приостанавливают свою экспансию. Так, в Москве появляются вакантные торговые площади даже там, где раньше арендовать помещение было большой проблемой, а ставки были завышенными (улицы Тверская, Тверская-Ямская, Петровка, Кузнецкий мост). По словам руководителя департамента брокерских услуг компании ASTERA Натальи Давиденко, в сегменте стрит-ретейла ставки аренды упали в среднем на 35-40%. Такое же падение (на 35-40%) наблюдается и в ценах на продажу. «В Москве нельзя выделить какие-то отдельные товарные категории, которые массово съезжают из стрит-ретейла или заезжают в освободившиеся помещения, – говорит эксперт. – Тренд таков: дело не в товарной категории, к которой принадлежит магазин, а в финансовом состоянии компании. Еще один тренд – компании остановили выход в регионы и если и продолжают развитие, то только в Московском регионе».
Однако для развития ретейлеры все чаще предпочитают выбирать места не столько по статусу, сколько из соображений экономии. Руководитель направления торгово-развлекательной недвижимости департамента консалтинга компании GVA Sawyer Андрей Васюткин отмечает, что почти все арендаторы переориентировали запросы по отдельно стоящим торговым помещениям на объекты иного расположения. «Торговые площади как в спальных так и в центральных районах, но у станций метро, в местах сосредоточения интенсивных потоков, – добавляет Андрей Васюткин. – Подобные предложения интереснее ретейлерам, чем предложения по аренде помещений в торговых центрах, не обладающих полным набором характеристик качественного объекта.
Трудно выделить тенденции в части преобладания той или иной торговой группы в структуре спроса на помещения, но такие группы клиентов, как банки, предприятия общественного питания продолжают активно интересоваться вакантными площадями в торговых коридорах». Также респондент отмечает, что изменяется и «портрет» стрит-ретейла. В более выгодном положении находятся сети, предлагающие одежду, обувь по демократичным ценам.
В Самаре специалисты в сфере коммерческой недвижимости отмечают те же тренды, что и их столичные коллеги. «Сегодня практически на каждом втором доме в нашем городе можно встретить объявления о продаже или аренде помещения, – рассказывает специалист отдела коммерческой недвижимости АН «Квадрум» Татьяна Викторова. – Мне приходится довольно много передвигаться по городу, и я вижу, что магазины, которые еще вчера были открыты, сегодня прекратили свое существование. Не исключено, что уже завтра у них появится новый собственник. Но, опять же, каков срок жизнедеятельности такого объекта? Например, в Самаре очень часто открываются магазины, торгующие бытовой химией. И, надо сказать, так же часто закрываются. То ли плата за аренду не по карману, то ли ассортимент скудный. Причин для закрытия может быть много».
Эксперт также отмечает, что магазины, имеющие широкую сеть, сокращают количество точек продаж. «Собственники знают, что люди все равно придут к ним за покупками, тем более, если у них на руках есть дисконтные карты. А скидки всегда обладали особой привлекательностью, и люди идут туда, где они действуют», – подытожила Татьяна Викторова.
Фото: Фото с сайта Realtyinmoscow.com